|
18.07.2012 Добровольно-принудительная формула пенсионной реформы России
Глава Пенсионного фонда Антон Дроздов дал интервью «Известиям», в котором рассказал о новом порядке расчёта пенсии и пенсионном возрасте.
- Сейчас идёт работа над новой пенсионной формулой. Почему надо менять сегодняшние
правила расчёта пенсии?
- Сегодня размер пенсии рассчитывается как отношение накопленных за трудовую
жизнь пенсионных прав человека к единому для всех коэффициенту - среднему периоду
нахождения на пенсии. Такая схема по своим принципам больше подходит не для системы
обязательного пенсионного страхования, а для добровольного страхования. Накопил
- получил: человек платит страховые взносы за себя, до выхода на пенсию счет пополняется,
а потом пенсионеру выплачиваются деньги до их исчерпания на счёте.
Но у нас солидарная пенсионная система. Средства страховых взносов не «лежат»
и не ждут своего часа, а идут на выплату пенсий нынешним пенсионерам, и только
часть из них идет на формирование пенсионных накоплений. И пенсия у нас пожизненная,
то есть бессрочная. Кто-то живет дольше среднего статистического значения, кто-то
меньше. Есть инвалиды, льготники по стажу, граждане, потерявшие кормильца, и есть
те, кто имеет право на более ранний выход на пенсию. Государство всех, кто начинает
работать, обязано застраховать на случай потери заработка и выплачивать пенсию
как минимум в 40% от утраченного заработка, то есть необходимо обеспечивать так
называемый принцип солидарности.
В классических солидарных системах во всем мире преобладает стажево-заработковая
формула. То есть когда ваша будущая пенсия зависит от двух главный факторов: вашего
стажа и заработка. Сегодня в формуле стаж практически не учитывается. Трудовая
пенсия назначается, когда человек проработал пять и более лет. Это очень мало.
При том что реально в России трудовой стаж в полтора раза ниже, чем в Европе.
Там 42 года, даже если брать с учетом инвалидов, а у нас 28 лет. Разница огромная,
поэтому надо в формулу закладывать стажевой показатель, чтобы человек знал: проработает,
к примеру, 30 лет - у него будет средний размер пенсии, проработает 40 лет - пенсия
будет существенно выше. Помните, так и было в советские годы: люди гордились -
«40 лет на одном месте». Это означало максимальную пенсию. Кстати, при проведении
конвертации пенсионных прав в 2001 году брался именно сорокалетний стаж для женщин
и 45 лет - для мужчин.
- Тогда спрошу напрямую: будет ли повышен пенсионный возраст?
- Пока у нас нет демографических оснований для повышения пенсионного возраста:
мужчины живут меньше женщин и меньше, чем в Европе, где пенсионный возраст выше
российского. Продолжительность жизни женщин еще только приближается к показателям
развитых стран. У нас недостаточно рабочих мест для 60-летних. После 60 увеличивается
численность инвалидов и людей, которые не могут продолжать трудовую деятельность.
Если говорить о снижении дефицита бюджета ПФР, то повышение пенсионного возраста
даст совсем копеечный и краткосрочный эффект - не более 100 млрд рублей в год
в течение пяти лет при расходах на выплату пенсий порядка 5 трлн рублей в год.
А потом расходы, наоборот, возрастут.
Сегодня все сходятся на том, что надо через повышенный размер пенсии стимулировать
людей, которые по достижении общеустановленного пенсионного возраста продолжают
работать и не обращаются за назначением трудовой пенсии по старости.
- А так ли необходимо опять возвращаться к стажу? Может, просто поменять коэффициенты
в рамках нынешней формулы? Это предлагают, например, эксперты, работающие над
«Стратегией-2020».
- Да, есть предложения об изменении коэффициента - ожидаемого периода выплаты
пенсии и снятии нынешних ограничений на сумму годового заработка, с которого берутся
страховые взносы. Но ведь система обязательного пенсионного страхования - государственная,
она должна быть справедливой, гарантировать приемлемый уровень пенсии, который
государство должно быть в состоянии выплачивать. Эксперты «Стратегии-2020» считают,
что сегодняшний ограничитель (512 тысяч рублей в год. - «Известия») - низковат.
Для кого низковат?
Более 70% работников получают зарплату ниже. А если мы начинаем увеличивать ограничитель,
тут же увеличиваются пенсионные права более обеспеченных граждан, по которым государству
предстоит выплачивать пенсии в будущем. В Минфине на это говорят: нет, мы против
решений по увеличению пенсионных обязательств, потому что это дополнительные расходы
в будущем, и вместе с экспертами предлагают снижать темпы индексации пенсий, под
которые уже попадут все пенсии - и высокие, и низкие. И получается такая картина:
мы начинаем двигать вверх зарплатный ограничитель, начинает расти объем пенсионных
обязательств государства, чтобы его снизить, надо снижать размеры индексации для
всех, что однозначно неприемлемо. У работников с высокими зарплатами и сегодня
есть много способов формировать большую пенсию. Например, через участие в программах
НПФ.
Поэтому есть более логичный выход: не заниматься поисками настроек внутри действующей
формулы, а включить в нее понятный критерий - стаж.
- Не получится ли так, что требование к стажу - это как раз и есть скрытое увеличение
пенсионного возраста?
- Нет. В заработково-стажевой системе проще нащупать эту «точку справедливости»
- необходимый уровень стажа для того, чтобы пенсионная система была более сбалансирована,
понятна и справедлива для каждого. Во всех пенсионных системах есть прямой показатель
- возраст, до достижения которого вам не может быть назначена пенсия, если у вас
нет особых прав для досрочного выхода на пенсию. А мы предлагаем другое - пенсию
можно будет получать с 55-60 лет, но если у вас к этому времени нет, к примеру,
30 лет наработанного стажа и в ваших планах нет намерения прекратить трудовую
деятельность, то, проработав еще 3-5 лет, вы получите пенсию в максимальном размере.
А не хотите работать после наступления пенсионного возраста, все равно пенсия
будет.
- Получается, что новая система будет мотивировать уходить на пенсию позже, но
добровольно?
- Да, будет. И это будет решение гражданина. Такая практика есть во многих странах.
- Тогда выходит, что по новой формуле пенсионный возраст вообще не будет иметь
значения?
- Есть мнение, что его вообще можно отменить. Это неправильно. Те, кто так считает,
забывают, что пенсионный возраст - важнейшая часть социально-трудовых отношений.
Нужна точка отсчета, после которой появляется право на пенсию.
- Хорошо, а будет ли эта новая формула гарантировать, что на пенсии я о деньгах
думать не буду?
- Напомню, что пенсия - это страховка от потери прежнего заработка. Как только
у вас появляется первая работа и заработок, государство включает вас в систему
обязательного пенсионного страхования. Далее государство принимает на себя обязательство
гарантировать вам в будущем пенсию не ниже 40% от вашего «потерянного» заработка,
но с которого платились страховые взносы в пенсионную систему. Это стандарт Международной
организации труда (МОТ), к которой наша страна намерена присоединиться. Только
в этом же стандарте МОТ про 40% говорится: «при наличии минимум 30 лет страхового
стажа».
Другие пенсионные выплаты могут формироваться за счет участия работодателей и
граждан в профессиональных пенсионных системах и системах добровольного пенсионного
страхования. У нас уже есть прообразы профессиональных пенсионных систем, в рамках
которых устанавливается доплата к пенсии летчиков и угольщиков. Но это не системное
решение вопроса по всей стране. Проект федерального закона о профессиональных
пенсионных системах, который прошел первое чтение в Госдуме, недавно отозван.
Он отдан в переработку. Мы готовы к этой работе с участием других сторон социально-трудовых
отношений: профсоюзов и представителей работодателей.
- Какие тарифы страховых взносов предполагает новая формула?
- Мы согласны с тем, что нынешние 22% - это сегодня и завтра максимально возможный
тариф на пенсионное страхование. И, кстати, новая предложенная формула даёт возможности
и для снижения тарифа в дальнейшем. К примеру, в Германии, если в течение года
доходы от взносов на 20% превышают прогнозируемый уровень, то тариф на следующий
год снижается. То есть эта формула очень гибкая и дает возможность работодателям
и государству договориться между собой.
- Почему бы не сделать так, как предлагает первый зампред Центробанка Алексей
Улюкаев: закрыть Пенсионный фонд и выплачивать не пенсии, а пенсионные пособия?
- Это такой типичный подход «бюджетников». Им кажется: ну какая разница между
федеральным бюджетом и государственным же Пенсионным фондом... Такая система -
выплата пенсий из бюджета - существовала в советское время по одной простой причине:
за малым исключением все производство в стране было государственной собственностью,
государство было практически единственным работодателем. И в рамках одного собственника
было логично иметь такую систему.
С переходом к другому типу отношений функцией государства становится обеспечение
минимально необходимой гарантии страхования от потери заработка. И во всем мире
это делается за счет страховых систем. Если мы откажемся от этого и перейдем к
пособию, как предлагает г-н Улюкаев, мы получим опять уравниловку, которая не
станет полноценной системой защиты людей от потери заработка.
Необходимо вести учёт индивидуальных пенсионных прав гражданина, от которых должен
зависеть размер пенсии. А это, как я уже говорил, учёт стажа, страховых взносов,
льгот. И такая система в Пенсионном фонде создана и работает уже более 10 лет.
Теперь не важно, что написано у вас в трудовой книжке, подтверждением вашего трудового,
а вернее, страхового стажа является объем уплаченных за вас работодателями страховых
взносов. Если работодатель не платит год, то при расчете пенсии этот год не будет
учтен. Это я к тому, что все эти серые и черные зарплаты лишают граждан возможности
формирования полноценных пенсионных прав, да и вообще для экономики вредны.
- Когда будет представлена новая пенсионная формула?
- Основные принципы этой формулы и стратегии развития пенсионной системы теперь
разрабатывает Министерство труда и социальной защиты. Специалисты ПФР рассчитывают
конкретные коэффициенты, используя демографические и макроэкономические прогнозы,
данные нашей базы по персонифицированному учету. Мы планируем завершить работу
летом, а как вы знаете, одним из первых указов президента В.В. Путина стал указ
о подготовке правительством к 1 октября долгосрочной пенсионной стратегии.
- С формулой разобрались. Но скажите честно, зачем Пенсионному фонду такая головная
боль, как администрирование - сбор страховых взносов, приём отечности, камеральные
и выездные проверки, суды и т.д. Почему этим всем не занимается Федеральная налоговая
служба?
- Во всем мире схема такая: кто ведёт персонифицированный учёт прав будущих пенсионеров,
тот и собирает страховые взносы. Как вы помните, в 2010 году единый социальный
налог заменили страховыми взносами и на ПФР возложили функцию администрирования
взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Нам пришлось проделать
большую работу в очень короткий срок: нанять новых сотрудников, обучить их, внедрить
новое программное обеспечение, довести порядок до всех страхователей и т.д. Но
благодаря этому многие процессы удалось упростить. А также радикально снизить
сроки проверки и разнесения средств по индивидуальным пенсионным счетам граждан,
сократить сроки передачи пенсионных средств в управляющие компании и НПФ (эти
средства не участвуют в солидарной системе, а инвестируются на фондовом рынке.
- «Известия»). Сейчас работаем над объединением двух видов отчетности - по страховым
взносам и персональному учету. При этом взносы мы собираем хорошо, даже есть небольшое
превышение планов, недоимка не растет.
И вот, когда опять некоторые выходят с предложением вернуть администрирование
страховых взносов налоговой службе, я задаю единственный вопрос: а готова ли и
хочет ли налоговая служба по каждому гражданину ежеквартально в течение месяца
предоставлять в ПФР данные по уплаченным за него страховым взносам? Следует ответ:
нет, не готова. А нам ведь надо права быстро учитывать - мы пенсию в максимальном
размере назначаем за 10 дней, и в год у нас в среднем 3 млн новых пенсионеров.
Думаю, что самый логичный шаг - это введение на базе ПФР единого администратора
страховых взносов во все три внебюджетных фонда, что создаст для страхователей
удобное «одно окно» по сдаче отчетности одновременно в ПФР, ФСС, ФОМС.
- Что будет с накопительной частью пенсии? Может ли победить позиция, что она
не нужна?
- Убрать совсем накопительную часть - таких предложений нет, но её надо развивать.
Есть общая позиция, что нужно повышать ее эффективность в плане доходности и гарантий.
Накопительная система должна была решить как минимум две проблемы. Во-первых,
накопить средства для того, чтобы легче было преодолеть демографическую яму, прохождение
которой планировалось на 2030-е годы. Во-вторых, обеспечить развитие внутреннего
финансового рынка за счет длинных денег.
Пока же у нас ситуация следующая. Сейчас в накопительной части аккумулировано
1,8 трлн рублей, к 2014 году эта сумма составит 3,2 трлн рублей, а возможности
для инвестирования уже на пределе. ПФР вносил в правительство предложения о том,
чтобы расширить перечень инвестиционных инструментов государственной управляющей
компании. Например, расширить возможности по размещению средств пенсионных накоплений
в корпоративные облигации российских эмитентов. Решается сразу две проблемы -
повышение ликвидности и эффективности управления пенсионными накоплениями, а также
приток денег в производство, поскольку сейчас наш фондовый рынок в состоянии переварить
не более 30-40% размещений облигаций.
nord-news.ru
|