06.07.2011 Пенсионная система - это не застывшая конструкция, а живой организм, требующий постоянного совершенствования
Ситуация зашла в тупик. Пенсионеров становится все больше, дефицит бюджета растет,
а повышать налоги дальше некуда. Как пополнить казну Пенсионного фонда? Что будет
с накопительными пенсиями? Неужели мы упустили свой шанс получать высокие пенсии
в старости? Эти и многие другие вопросы заместителю министра здравоохранения и
социального развития России Юрию Воронину задал корреспондент «КП» Евгений Беляков,
который выйдет на пенсию в 2043 году.
Сколько заработал - столько получил
- Юрий Викторович, давайте начнем со статистики. Сколько у нас сейчас пенсионеров?
- Более 40 млн. Для сравнения: в настоящее время на 100 работающих россиян приходится
77 пенсионеров. И это соотношение неуклонно растет. По прогнозам, если демографические
тенденции не изменятся, к 2050 году на 100 работающих у нас будет 137 пенсионеров.
- В других странах то же самое?
- Да, Европа и США тоже стареют. Почти все развитые страны сталкиваются с негативной
демографией. И все озабочены тем, как настроить свои системы так, чтобы не снижать
финансовой базы для выплаты пенсий.
- Странно, у них такие же проблемы, но пенсии гораздо больше...
- Это связано не со старением населения, а с тем, что у них зарплата выше. Ведь
пенсия по своей сути - это отложенная получка. Ее размер определяется не милостью
государства, а той зарплатой, с которой мы делаем отчисления. Мы фактически страхуем
свою старость. Но пенсионная система должна жить по средствам. Не бывает такого,
что ты работаешь и получаешь низкую зарплату, а потом тебе вдруг полагается высокая
пенсия. Пенсионная система - это производная от уровня развития экономики. Без
экономического роста мы никогда не получим высоких пенсий.
Россияне накопили на старость 1 триллион рублей
- Пенсионная реформа началась в 2002 году. Сколько денег мы уже накопили?
- Сейчас работодатели платят в Пенсионный фонд 26% (из 34% страховых взносов,
остальные 8% идут в фонды соцстраха и медстраха. - Ред.). Из них 6% идут на накопительную
часть. В итоге на индивидуальных счетах россиян (тех, кто родился в 1967 году
и позже. - Ред.) по состоянию на 1 января 2011 года уже скопилось около 1 трлн. рублей.
В страховой части (которая откладывается у всех работающих) - гораздо больше.
Там уже в виде обязательств около 15 трлн. рублей. Другими словами, это и есть
совокупный пенсионный долг государства. И он будет неуклонно расти. Есть опасения,
что, когда придет время выплат, пенсионная система самостоятельно (без помощи
государства) не сможет рассчитаться по своим долгам. Поэтому она и требует постоянной
настройки, чтобы был баланс доходов и расходов.
- В накопительной системе участвуют только те люди, которые родились в 1967 году
и позже...
- Это миф, что в пенсионной реформе участвуют только относительно молодые люди.
Те, кто родился до 1967 года, отчисляют на свои индивидуальные счета столько же.
Разница лишь в том, что все 16% (см. графику на стр. 10) у них идут на страховую
часть пенсии. И в этом им даже повезло.
- Почему?
- Доходность накопительной части пенсии, которой распоряжаются или Внешэкономбанк,
или частные структуры, не гарантируется. И это наглядно показал кризис. По итогам
2008 года частные УК показали убыток, большинство НПФов и даже ВЭБ лишь вышли
в ноль, а трудовая пенсия (базовая и страховая части) была проиндексирована выше
инфляции - ее общий рост составил 32,5%.
- Когда реформу запускали, говорили, что в идеале пенсионная система должна стать
автономной, то есть не зависеть от бюджетных вливаний. Не получилось?
- К сожалению, ни в одной стране мира этого так и не добились. К примеру, чтобы
нам стать автономными, нужно страховые взносы в Пенсионный фонд еще на 8% поднять.
Понятно, что этого никто не будет делать. Почти все страны с развитыми пенсионными
системами подвержены негативной демографии. И везде государство вынуждено их дотировать.
- А какой у нас сейчас дефицит пенсионного бюджета?
- Порядка 1,9% ВВП, или примерно 1 трлн. рублей в год. Пока он не увеличивается,
но в будущем, если ничего не менять, рост неизбежен.
Вредные условия труда? Плати повышенный взнос!
- Дефицит пенсионного бюджета можно решить. Некоторые эксперты предлагают отменить
часть досрочных пенсий...
- Замечательная идея! Только один пустячок забыли. А что делать с правами людей,
которые уже выработали необходимый стаж на вредном производстве? Взять и забыть
про них?! А ведь таких людей миллионы! На самом деле тут нечего изобретать. Должен
быть повышенный тариф за рабочие места с вредными, тяжелыми, опасными условиями труда.
Сейчас эти расходы фактически несет бюджет, покрывая дефицит Пенсионного фонда,
а должен бы - работодатель.
- То есть вредные профессии останутся, но работодатель будет платить за них больше
налогов?
- Именно так. Однако, вводя повышенный тариф, надо дать работодателю возможность
эти расходы оптимизировать. А иначе какой смысл? Надо предоставить ему право провести
аттестацию рабочих мест. Те списки, которые составлялись в 60 - 70-е годы прошлого
века, устарели. При этом составлять новые списки - безнадежная затея. Надо идти
другим путем. Есть компании, которые занимаются аудитом условий труда. Работодатель
может вызвать одну из них, а та проведет аттестацию и определит: эти рабочие места
вредные, а эти - нет.
- Ну за деньги такая компания что угодно напишет, а работники пострадают...
- Во-первых, существуют утвержденные государством СанПиНы: задымленность, загазованность,
горячий или не горячий цех. Во-вторых, такие компании получают официальную аккредитацию.
И если появятся факты, что кто-то из них пошел на сговор, то ее просто выбросят
из этой системы и она лишится заработка. И, в-третьих, работники через профсоюз
могут оспорить решение - подать жалобу в Роструд или даже отправить дело в суд.
Плюс в том, что такие решения дают работодателю стимул: улучшай условия труда,
проводи объективную аттестацию - и будешь меньше платить взносов. Нам вообще нужно
учиться вместе принимать решения: государство, работодатели и работники должны
садиться за один стол переговоров. В этом случае не на кого будет пенять.
Накопительная система не сделает нас богачами
- У старшего поколения основную роль в величине будущей пенсии играл стаж. А
сейчас он имеет какое-либо значение?
- Действительно, на нынешнюю формулу расчета будущей пенсии стаж почти не влияет.
Он в законе прописан минимальный - пять лет. Поэтому все зависит лишь от величины
отчислений, которые делает за вас работодатель.
- Так и здесь накопить не получится. Хоть миллионы зарабатывай, а сборы возьмут
лишь с суммы, не превышающей 463 тысяч рублей в год (примерно 38,5 тыс. в месяц).
Зачем придумали эту верхнюю планку?
- Это некий ограничитель. Он появился только в 2010 году. Если бы его не было
в системе, то мы бы накопили такой груз обязательств, что никогда бы с ним не
справились. Ограничитель позволяет балансировать всю пенсионную систему. Кстати,
в 2012 году эта сумма увеличится до 512 тысяч и будет расти ежегодно.
- Чубайс обещал две «Волги» за один ваучер, а идеолог пенсионной реформы Зурабов
- достойную старость. Опять обманули нас?
- К сожалению, по опыту других стран оказалось, что накопительная пенсионная
система не сделает нас богачами. Наоборот, при ней риск оказаться в бедности на
старости лет гораздо выше, чем при распределительной системе. Это доказал опыт
Чили, Уругвая и Аргентины.
- Что там пошло не так?
- У накопительной системы есть один серьезный недостаток. Там сколько вы перечислили
себе на счет, столько и получите в виде пенсии. Все риски лежат только на вас,
и никто вас не подстрахует, никто вам не поможет. То есть если у вас карьера сложилась
благополучно, то и накопления у вас будут нормальные. А если вдруг вы были безработным,
стали инвалидом, ухаживали за нетрудоспособным членом семьи, долго были в декрете
или не работали по другим естественным причинам (либо у вас просто была низкая
зарплата), то вы оказываетесь в нищете. А это может привести к социальной нестабильности.
Для государства это очень опасно. Никто не хочет столкнуться с тем, что происходит
сейчас в Тунисе, Египте или Йемене.
- И как же эту проблему решили?
- По-разному. Аргентинцы просто вернули распределительную систему. Чилийцы ввели
за счет бюджета существенные пособия по бедности. Теперь у них на это уходят приличные
средства из казны. А поляки, венгры и латыши сейчас, поняв, что денег не хватает,
стали накопительный компонент потихоньку уменьшать. Так что многие страны разочаровались
в накопительной системе. Поняли, что преимущества мнимые. Идея о том, что мы можем
переложить заботу о пенсии с государства на частные структуры, не сработала.
Вся ответственность - на государстве
- То есть накопительный компонент вообще могут отменить?
- Никто ничего отменять не собирается. Проблема в том, что в 2002 году накопительный
компонент запустили с недостроенной крышей. Это частный элемент, который искусственно
помещен в государственную пенсионную систему.
- В каком плане?
- Например, управляющая компания, занимающаяся размещением активов НПФ, инвестировала
деньги на финансовом рынке и потеряла все ваши сбережения (вспомните пирамиду
Бернарда Мэдоффа в США. - Ред.). Кто их должен компенсировать? У нас недавно был
прецедент, когда Конституционный суд признал правоту людей, получавших неполноценные
пенсии. Оказалось, работодатели за них взносы не платили. А они узнали это, только
уже выйдя на заслуженный отдых. И подали в суд. Тот вынес решение, что в этом
виновато государство, и обязал платить этим людям пенсии из бюджета. То же самое
произойдет и в случае неумелого управления пенсионными активами - все претензии
будут предъявлены государству. Другими словами, «частники» работать могут как
угодно, а вся ответственность лежит на налогоплательщиках, то есть на нас с вами...
Нигде в мире такого нет.
- Может, как в банковской системе, что-то вроде Агентства по страхованию вкладов
придумать?
- Да, можно и такую аналогию, когда НПФы и частные УК ежегодные взносы делают
в общий фонд. Это отработанная вещь, которая делается с помощью страховой математики.
- Что же вы предлагаете?
- Во-первых, к нам поступает огромное количество предложений от граждан вернуться
к привычным для них правилам расчета пенсии исходя из продолжительности стажа
и величины предпенсионного заработка. Кстати, современные технологии позволяют
считать среднюю зарплату человека не за последний год работы, как это было в советские
времена, а в течение всей трудовой жизни, чтобы у него был стимул не расслабляться,
а постоянно работать с нормальной зарплатой. Во-вторых, надо дать человеку дополнительный
выбор. Сейчас он может выбрать, куда вложить свою накопительную часть: во Внешэкономбанк,
НПФ или частную УК. Но во всех этих механизмах есть финансовый риск. А мне кажется,
нужно добавить еще одну опцию - страховую часть. Ведь индексация по росту доходов
Пенсионного фонда - это надежно и гарантированно. Пусть люди сами решают. Тогда
и у «частников» будет больше стимулов эффективнее работать, чтобы завлечь к себе
клиентов.
- Когда эти решения будут приняты?
- Сразу скажу - пока никаких решений принимать не собираемся. Мы предлагаем всем
подумать над этими серьезнейшими проблемами, а для начала сделать их реестр и
по каждой провести аналитику и предложить несколько вариантов решений. А нам в
ответ некоторые господа говорят: все уже гениально придумано, и попробуйте только
что-нибудь тронуть, сильно об этом пожалеете! Для них реформа от 2002 года - это
догма, не терпящая никаких сомнений. Но надо понимать, что пенсионная система
- это не застывшая конструкция, а живой организм, требующий постоянного совершенствования.
Мы тщательно изучили зарубежный опыт и рекомендации Международной организации
труда и рассматриваем четыре альтернативных сценария. Наша версия стратегии развития
пенсионной системы до 2050 года появится в сентябре - октябре. Ее всем миром и
будем обсуждать. Главное - в итоге выйти на разумные решения, которые будут восприняты
большинством сограждан.
minzdravsoc.ru
|