13.07.2010 «Молчуны» жалуются на забывчивость
В последний год участились жалобы граждан на неправомерные переводы накопительной
части пенсии из Пенсионного фонда в негосударственные структуры. Эксперты уверяют,
что в этом виноваты не только слишком «ретивые» агенты негосударственных пенсионных
фондов, но и сами граждане, забывающие о том, что подписывали договоры о переводе
пенсионных сбережений.
Активное привлечение «молчунов» в негосударственные пенсионные фонды привело
к «перегибам» и откровенному мошенничеству. За прошедший год около трех тысяч
россиян написали жалобы в Пенсионный фонд по поводу незаконного перевода их пенсионных
накоплений в негосударственные структуры. Как оказалось, агенты негосударственных
пенсионных фондов ради вознаграждения (в среднем 400-700 рублей с каждого заключенного
договора) составляли липовые заявления о переводе средств без ведома граждан.
Согласно данным ПФР, наибольшее число претензий было направлено в адрес негосударственных
пенсионных фондов «Норильский никель», «Благосостояние», «ЛУКОЙЛ-Гарант», «Промагрофонд»,
«Стальфонд» и «Ренессанс жизнь и пенсии».
Исполнительный директор НПФ «Промагрофонд» Ольга Буланцева утверждает, что в сложившейся ситуации виноваты лишь недобросовестные агенты.
«Мы стараемся предупредить подобные случаи, жестко контролируя свои сети и обмениваясь
информацией о нечистых на руку агентах с другими фондами», - рассказывает она.
По ее словам, подобные меры уже принесли результаты: по сравнению с прошлым годом
число обращений частных лиц с жалобами в фонд заметно снизилось.
«За 2009 год в НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» из ПФР было передано всего десять подобных
жалоб, из Уральского региона не поступало ни одной, – говорит главный специалист управления рекламы и PR компании «Пенсионный КапиталЪ» Антон
Еремин. – Все жалобы касались переводов накопительной части пенсии клиентов НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ»
в другие фонды». По его словам, фондом был изучен каждый отдельный взятый случай
и сделаны соответствующие выводы.
Как сообщили в пресс-службе НПФ «Норильский никель», обращения граждан по поводу
перевода их пенсионных средств в НПФ без их ведома поступают, отслеживаются, по
каждому случаю проводится тщательная проверка. «В настоящее время передано порядка
30 обращений с жалобами на действия НПФ «Норильский никель». По Челябинской области
таких прецедентов не зафиксировано», – отметили в пресс-службе НПФ.
В отделе организации и учета процесса инвестирования отделения Пенсионного фонда
по Челябинской области рассказали, что в прошлом году в области были обращения,
связанные с переводов средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные
фонды без ведома застрахованного лица. «В ОПФР по Челябинской области в основном
поступали жалобы на НПФ «Образование», который в 2009 году впервые начал работать
через агентскую сеть и не обеспечил должного контроля за деятельностью своих агентов.
В прошлом году ПФР потребовал от НПФ ужесточить контроль над агентами. В текущем
году жалоб граждан на незаконный перевод средств не поступало», – пояснили в региональном
отделении Пенсионного фонда. Связаться с НПФ «Образование» корреспонденту сайта
ChelFin.ru не удалось.
Стоит отметить, что основной проблемой, которую вскрыли факты незаконных переводов
пенсионных накоплений, является неправильная мотивация продавцов и агентов. Многие
НПФ платят агентам высокие проценты за каждого привлеченного клиента. В такой
ситуации у недобросовестных сотрудников возникает большой соблазн на этом заработать.
И если фонд никак не контролирует процесс привлечения новых клиентов, соблазн
подкрепляется конкретными действиями: агент находит персональные данные и, особо
не задумываясь о последствиях, идет на преступление.
Подобные прецеденты также связаны и с тем, что граждане в силу своей незаинтересованности
инвестированием пенсионных накоплений, часто просто забывают, что подавали заявление
о переводе пенсионных средств в НПФ.
Сотрудники Пенсионного фонда по Челябинской области рекомендуют гражданам внимательнее
относиться к подписываемым документам – для перевода средств агенту НПФ необходимы
паспортные данные и номер страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования.
Нужно оценивать, кому предоставляется данная информация, и на какие цели. Также
эксперты советуют при подписании документов полностью их прочитывать, чтобы осознавать
последствия своих действий, так как большая часть из обратившихся в прошлом году
лиц при предъявлении договора с НПФ вспоминали, что действительно подписывали
его, только не совсем поняли, с какой целью.
Если человек не согласен с переводом своих пенсионных средств в НПФ, он может
обратиться в фонд, в любое районное управление ПФР или ОПФР по Челябинской области.
Виктория ПЕНЬКОВСКАЯ,
специально для Chelfin.ru
|