|
13.07.2010 Инфраструктурные облигации: медленно запрягаем – быстро поедем
Спасение утопающих – дело рук инвесторов
В развитых государствах такой инструмент широко распространен, тогда как в России
он только разрабатывается. В США и ряде других стран инфраструктурные облигации
могут выпускаться как органами власти, так и частными инвесторами. При этом бумаги,
эмитированные государственными (муниципальными) органами власти, могут быть привязаны
к конкретному источнику, например, к платному участку дороги, мосту, развязке,
для строительства которого они и выпускались, и могут погашаться из бюджета. Эти
бонды имеют высокий уровень надежности и гарантированности дохода, что позволяет
вкладывать в них консервативным инвесторам, таким, как пенсионные фонды и страховые
компании. Но доходность по ним зачастую всего на 1-3% выше уровня инфляции, что
делает инфраструктурные облигации весьма удобными для эмитентов.
Таким образом, только бюджетное финансирование в период с 2010 по 2015 гг. должно
составить не менее 1,3 трлн рублей в год (в 2016-2030 годах – 3,67 трлн рублей
в год). В то время как в 2008 г., согласно данным Федерального казначейства РФ,
объем расходов консолидированного бюджета РФ на транспорт составил всего 930 млрд
рублей. Очевидна необходимость привлечения заемного финансирования в объемах,
сопоставимых и даже превышающих бюджетные расходы на транспортную сферу из собственных
доходов бюджетной системы. Не менее важна проблема содействия частным инвесторам
в привлечении финансовых ресурсов на длительный срок и под разумную процентную ставку для реализации собственных инвестиционных проектов.
Российские частные инвесторы и сейчас вправе эмитировать облигации общего назначения,
доходы от выпуска которых будут направляться на реализацию инфраструктурных инвестиционных
проектов. Однако рейтинг таких облигаций будет привязан к кредитному рейтингу
эмитента, который, как правило, невысок, ведь их выпускают недавно созданные проектные
компании. А значит - такие облигации недоступны для консервативных инвесторов.
В середине ноября 2009 года глава Минтранса объявил об участии в подготовке пилотных
выпусков инфраструктурных облигаций в 2010 году. В первую очередь - для реализации
концессионных проектов по строительству участка платной автодороги Москва – Санкт-Петербург
на 14-58 км (в объеме 25 млрд руб.) и выхода с федеральной трассы М1 «Беларусь»
в обход Одинцово (в объеме 14 млрд руб.). Инфраструктурные облигации для финансирования
собственной инвестиционной программы может выпустить и ОАО «РЖД». Однако вопрос
о предоставлении государственных (федеральных) гарантий по выпускаемым облигациям
остается в настоящее время не решенным.
Закон суров, но… непродуман
Федеральной службой по финансовым рынкам России (ФСФР) подготовлен проект федерального
закона «Об особенностях инвестирования в инфраструктуру с использованием инфраструктурных
облигаций». Согласно ему, выпускать инфраструктурные облигации смогут специальные
проектные компании, действующие на основании соглашения с органом государственного
или муниципального управления. Частным случаем такого инвестиционного договора
является концессионное соглашение, и таким образом инфраструктурные облигации
превращаются в специфический и весьма перспективный инструмент финансирования
концессионных проектов. Впрочем, законопроект до сих пор даже не внесен в Государственную
Думу, и поэтому скорого выпуска инфраструктурных облигаций ждать не стоит.
Однако с гарантиями связана и одна из основных проблем законопроекта. Дело в
том, что Россия принадлежит к тем немногим странам, где выдаваемые гарантии являются
государственным (муниципальным) долгом, а значит, их максимальный объем подпадает
под ограничения бюджетного законодательства. Бюджетным кодексом устанавливаются
ограничения на максимальный объем регионального долга – не более общего годового
объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных
поступлений (т.е. межбюджетных трансфертов). В российской Федерации не так много
субъектов или муниципалитетов, которые смогут предоставить гарантии под выпуск
подобных ценных бумаг в больших объемах, ведь инфраструктурные проекты, как правило,
весьма дороги. Кроме того, предложенный ФСФР проект прямо запрещает органам государственной
(муниципальной) власти выпуск инфраструктурных бондов и владение долями в компаниях,
выпускающих такие облигации, что входит в противоречие с мировой практикой.
Перспективы развития инструмента инфраструктурных облигаций в России более чем
благоприятны, учитывая накопленный объем недофинансирования транспорта, энергетики
и других отраслей. Но необходимо доработать и принять законопроект с учетом лучшего
международного опыта, предоставив органам власти участвовать в выпуске инфраструктурных
бондов, в том числе - выпускать их напрямую. Кроме того, как уже было сказано,
положения Бюджетного кодекса требуют доработки с точки зрения увеличения лимитов
долговой емкости для регионов и муниципалитетов по инфраструктурным заимствованиям
и введения понятия условных обязательств для государственных и муниципальных гарантий.
Финам.инфо
независимый эксперт по рынку авиаперевозок и государственно-частному партнерству
|