14.07.2010 Черные «дыры» пенсионных фондов в Казахстане
«Не буду скрывать, многие фонды сегодня находятся в тяжелом состоянии», – признался
в разговоре с нашим корреспондентом участник пенсионного рынка, попросивший не
называть его имя в газете. Проблемы он объяснил дефолтами эмитентов по облигационным
займам и нежеланием некоторых «пенсионщиков» списывать в убыток «плохие инвестиции».
- Из порядка 200 компаний, залистингованных на KASE, больше 10% из них являются
дефолтными, — отметил наш собеседник. — При этом необходимо учитывать, что каждый
фонд однозначно держал инвестиции в некогда топовых банках: БТА, «Альянсе», «Астане-Финанс».
Но все эти фининституты впоследствии объявили дефолт, а инвестиции НПФ в их бумаги
еще не списаны в портфелях фондов.
Из-за этого нельзя определить реальные финансовые показатели деятельности некоторых
НПФ и дать адекватную оценку их активам.
- Если рассмотреть период кризиса с 2008-го по 2010 годы, то все фонды показали
разную динамику доходов, — напомнил наш собеседник. — То есть в 2008 году отрицательный
доход показали два пенсионных фонда, в 2009 году — один и у большинства НПФ снизилась
доходность. В 2010 году эта динамика продолжается у большинства фондов. То есть,
по сути, они не показали свои реальные убытки в период падения фондовых рынков
в 2008 году и сегодня постепенно вынуждены принимать эти убытки на себя и приводить
портфели к реальной стоимости.
Стрессовых НПФ, по его оценкам, сейчас «точно около восьми-девяти». Причем в категорию
проблемных фондов может, по его мнению, попасть и НПФ «Казахмыс», который «потенциально
имеет все предпосылки стать стрессовым в ближайшее время».
- Дело в том, что дела в этом фонде обстоят не самым лучшим образом. Однозначно
они уже выбиваются из показателей К2 (номинальной доходности — авт.), — пояснил свою позицию участник рынка.
Комментируя заявление руководства «БТА Банка» о намерении объединить в один фонд
«УларУмiт», «БТА Казахстан», «Коргау» и «Аманат», финансист объяснил его стремлением
ФНБ «Самрук-Казына» провести оптимизацию подконтрольных ему пенсионных активов.
Однако, считает он, такое слияние не будет равнозначным для всех его участников:
- Если для вкладчиков НПФ «УларУмiт» и «Аманат» объединение с вкладчиками НПФ
«БТА Казахстан» и «Коргау» — это не очень хорошо, то для вкладчиков последних
фондов, напротив, потому что их плохой портфель разбавляется более хорошими.
Отвечая на вопрос о последствиях объединения подконтрольных госфонду НПФ, наш
собеседник отметил, что увеличится концентрация на рынке: первая четвертка пенсионных
фондов будет контролировать «примерно 70—80%» рынка. При этом он считает, что
процесс слияний и поглощений на рынке продолжится и следующим, по его прогнозам,
будет как раз НПФ «Казахмыс»:
- Думаю, что в ближайшей перспективе пенсионный фонд «Казахмыс» тоже сольется
с кем-то. Скорее всего, это тоже будет фонд с госучастием — либо ГНПФ, либо опять
же новый объединенный. Потенциально это может быть также и «УларУмiт», что под
ФНБ «Самрук-Казына».
Что касается последствий объединения подконтрольных государству пенсионных фондов
для менее крупных НПФ, то наш эксперт считает: в части привлечения новых клиентов
«им будет тяжелее», но легче с управлением пенсионными активами.
- Большой фонд имеет разветвленную филиальную сеть, широкий штат агентов по привлечению,
однако в управлении портфелем мелкий фонд находится в более выигрышной ситуации,
нежели крупный, — подчеркнул он. — Сегодня пенсионная система очень сильно выросла,
и с теми активами, которые сейчас в ней присутствуют, наш финансовый рынок в силу
своей неликвидности не справляется.
- А фондам приходится часто реструктурировать свои портфели, и, соответственно,
чем меньше фонд, тем больше у него шансов быстрее провести реструктуризацию портфеля,
нежели крупному.
Отвечая на вопрос, как повысить доверие и ликвидность на фондовом рынке, он отметил,
что для этого необходим ряд условий, и в первую очередь — прозрачность и создание
максимальных преференций и гарантий для инвесторов:
- На сегодняшний день в законодательстве много так называемых дырок, что позволяет
эмитентам, грубо говоря, избегать своей ответственности. К примеру, взять ту же
компанию «Досжан темiр жолы». Вроде поручительство государства было и фонды смело
зашли в ее облигации, но после дефолта почти год с лишним длилась выплата задолженности
компании.
Но в любом случае, уверен наш собеседник, все изменения на пенсионном рынке будут
происходить под влиянием государства. При этом он ожидает активизации вкладчиков
и их перетока из одного фонда в другой.
- Средняя частота одного перехода вкладчика сейчас увеличится, — прогнозирует
он. — То есть, грубо говоря, увеличится миграция вкладчиков сейчас. В деньгах
— существенно.
Комментируя предложение о полном раскрытии НПФ структуры инвестиционных портфелей,
финансист отнесся к нему положительно и, более того, считает при этом необходимым
показывать стоимость финансовых инструментов.
- Если все фонды будут раскрывать информацию по инвестициям плюс показывать текущую
стоимость фининструментов, вкладчик реально сможет оценить, какова их рыночная
стоимость, — аргументировал свое предложение эксперт.
Не позволяет «пенсионщикам» раскрывать полную информацию об инвестиционном портфеле,
по его мнению, наличие у них инвестиций в бумаги дефолтных компаний, не считая
«переоценки, когда фонды реально еще не показали все убытки». Однако из-за непростой
ситуации на рынке НПФ все равно будут вынуждены их списывать.
- Фонды никуда не денутся — им придется обесценивать эти инвестиции, принимать
убытки, — уверен он. — Другое дело, как долго они будут принимать и как быстро
они с этим справятся.
Говоря о недавно принятых парламентом законодательных поправках, наделяющих Агентство
по финансовому надзору правом иметь своего представителя в пенсионных фондах,
наш собеседник отметил, что эта мера направлена против «недобросовестного инвестирования».
Однако полностью исключить его Госфиннадзор не сможет:
- Это каким-то образом повлияет на так называемые кривые сделки. Многие акционеры
многих фондов пользуются пенсионными деньгами и через разные схемы как-то пытаются
себе больше взять денег. И сейчас если представитель будет, то вот этих схем будет
намного меньше, но все под контролем АФН держать не сможет.
По его мнению, «не обязательно было вводить в состав управления представителей
регулятора». Проблему можно решить другим путем: «Просто нужно было законодательно
все нормально регулировать и прислушиваться к мнению фондов».
Асхат АХМЕТБЕКОВ
respublika-kaz.info
|