|
28.07.2010 Украинцы доверяют свои пенсии страховщикам
Негосударственные пенсионные фонды продолжают терять привлекательность у инвесторов. Данные соцопроса, проведенного Агентством США по международному развитию, показывают,
что доверие украинского населения к НПФ вдвое меньше, чем к страховщикам. Пенсионщики
опасаются, что это возобновит старый конфликт между НПФ и СК за право превосходства
во втором накопительном уровне пенсионной системы.
Результаты работы НПФ незавидные. За первый квартал им удалось привлечь в качестве
новых участников менее двух тысяч человек. Впрочем, на страховом рынке ситуация
намного хуже: за прошлый год от них ушло 53,5% физических лиц (около 530 тыс.
человек).
Но в любом случае количество застрахованных гораздо больше, чем участников НПФ.
Представители страхового рынка главным своим конкурентным преимуществом считают объем сформированных резервов.
"Учитывая популярность программ накопительного и пенсионного страхования среди работодателей и граждан, на конец 2009 г. общая сумма страховых резервов
"лайфовых" компаний составила более 1,7 млрд. грн. (на одного застрахованного
— 4,05 тыс. грн.). При этом пенсионные активы НПФ на конец 2009 г. составили всего
858 тыс. грн., т.е. на одного участника — 1,73 тыс. грн.",— говорит Александр
Залетов, зампредседателя совета Лиги страховых организаций Украины. Это значит,
что лайфовые страховые компании располагают намного большим капиталом под управлением,
чем НПФ.
Подобные высказывания представителей страхового рынка в разгар подготовки к внедрению
второго уровня пенсионной системы указывают на неудовлетворенность страховщиков
той ролью, которую им уготовила реформа. Напомним, согласно модели пенсионного обеспечения украинцев, администрировать
второй уровень будут все-таки НПФ. Страховщики получат право участвовать в пенсионной
системе через созданные ими НПФ или в случае покупки пенсионером аннуитета после
выхода на пенсию.
Но пока страховые компании все равно в фаворе у клиентов. Управляющие НПФ отмечают, что появились случаи
перевода накопленных пенсионных активов из фондов в страховые компании. "Два наших
корпоративных клиента попросили перевести активы в страховую компанию. Какая выгода
от этого клиенту — мне не понятно. Ведь он теряет (деньги.— Ред.) на налогообложении
выплаты (при переводе средств из НПФ в СК клиент платит подоходный налог.— Ред.).
При этом возможности инвестировать в акции или облигации у страховщика такие же, как у НПФ",— рассказала Татьяна Захараш, гендиректор
КУА АПФ "Украинские фонды".
НПФ объясняют уход клиентов из фондов в СК активной рекламной кампанией страховщиков
и большим количеством агентов у страховых компаний. НПФ же до сих пор не являются
привлекательными для инвесторов, а, значит, активного запуска рекламных кампаний
ожидать не стоит. Основная причина этого — фиксированная сумма дохода, которую
может получить НПФ и обслуживающие его институты (составляет 5,5% от суммы активов
в управлении). У страховщиков же комиссионные не ограничены. "(К тому же.— Ред.)
у страховщиков гораздо больший опыт работы, часть клиентов привлечена за счет
банкострахования. Но главное, что процедура расторжения страхового договора проще,
чем договора с НПФ. Пока населению сложно вкладывать деньги в какой-либо институт
на десятки лет с ограничением возможности расторжения договора",— поясняет Игорь
Сирик, директор КУА "Гарантия-инвест".
Пока пенсионщики стремятся переложить рекламную кампанию НПФ на плечи государства,
ожидая запуска второго уровня пенсионной системы. Дескать, зачем тратить деньги
на рекламу сейчас, свободные деньги у работодателей все равно не появятся, а вот
запуск второго уровня приведет к тому, что клиентские деньги сами потекут в руки
пенсионщиков. Тогда-то НПФ и запустят рекламные кампании. "Мы ведем работу с профсоюзами,
пункт об участии в НПФ был включен в генеральное соглашение между профсоюзами
и федерацией работодателей. Включен он и во многие коллективные договоры. Но у
предприятий зачастую нет денег, поэтому на этот пункт все закрывают глаза",— сетует
госпожа Захараш.
Главный козырь НПФ — высокая доходность, которую им удается демонстрировать во
многом благодаря несовершенству системы учета стоимости пенсионных взносов. Хотя
и доходность имеет тенденцию к снижению. По итогам полугодия прошлого года инвестдоход
составлял 44,4% годовых. В первом квартале 2010 г. по отношению к аналогичному
периоду 2009 г. он составил немногим более 27%. "Во втором квартале доходность
наверняка снизилась. Причиной тому стала коррекция фондового рынка. Ожидается,
что некоторые фонды даже покажут убыток в 3-5%. Сейчас доля инструментов с фиксированной
доходностью в портфелях НПФ повышается. Имеются в виду гособлигации и депозиты, доходность по которым падает",— говорит господин Сирик.
В разгар кризиса НПФ активно настаивали на том, чтобы расширить рамки инвестирования
и таким образом получать большую доходность. Теперь они лишились таких надежд.
Государство четко дало понять: расширять рамки инвестирования можно только после
введения единицы пенсионных взносов (ЕПВ), то есть расчета стоимости активов в
ежедневном режиме. А пенсионщики пока неактивно вводят у себя ЕПВ. Что во многом
и позволяет им манипулировать с отчетностью перед клиентами.
ubr.ua
|