|
05.06.2013 СКИНУТСЯ НА ИНФРАСТРУКТУРУ: Деньги будущих пенсионеров направят на строительство дорог
На прошлой неделе ВЭБ объявил о намерении выкупить инфраструктурные облигации,
за счет которых будет финансироваться целый ряд крупных проектов в стране. Банк
рассчитывает до конца года выкупить инфраструктурные облигации РЖД стоимостью
100 млрд рублей и облигации Федеральной сетевой компании — примерно на такую же
сумму, сообщил журналистам глава ВЭБа Владимир Дмитриев. «Мы также рассматриваем
заявки «Роснано» и «Ростеха», — заявил он, не уточнив, правда, о каких суммах
идет речь и когда могут быть приобретены эти бумаги. Еще одним источником для
финансирования обширных планов правительства по строительству инфраструктуры,
похоже, станут пенсионные накопления. Идею активнее вкладывать пенсионные средства
в развитие транспортной инфраструктуры и услуг озвучил на прошлой неделе министр
транспорта Максим Соколов. На его встрече с представителями строительных и транспортных
компаний обсуждалась проблема привлечения в отрасль денег негосударственных пенсионных
фондов, банков, фондов прямых инвестиций, страховщиков.
Представители УК и НПФ, управляющих пенсионными накоплениями граждан, не возражают
против использования этих денег для строительства инфраструктуры, государству
только надо определиться с формой их привлечения. «Форма участия должна осуществляться
в рамках инвестиционной декларации и тех возможностей, которые даются законодательством
для размещения пенсионных денег, в настоящий момент это только облигации, — говорит
гендиректор УК «КапиталЪ» Вадим Сосков. — И я думаю, что управляющие охотно инвестировали
бы средства в такие проекты, если эти бумаги будут ликвидны и доходны». Для этого
нужно установить купонные выплаты по таким облигациям как минимум на уровне инфляции,
и на них должна распространяться государственная гарантия. Вместе с тем куда более
эффективной формой инвестирования в инфраструктурные и в венчурные проекты могут
стать закрытые паевые инвестиционные фонды (ЗПИФы), считает Вадим Сосков. Но до
сих пор эта форма не нашла отражения в законодательстве.
Впрочем, сомнительно, что денег будущих пенсионеров хватит на то, чтобы серьезно
улучшить ситуацию с инфраструктурой в стране. Объем пенсионных накоплений частных
фондов на начало 2013 года составил 669 млрд рублей. И если судить по зарубежной
практике, то на инвестиции в инфраструктурные проекты приходится лишь 3—8% в объеме
пенсионных средств — больше денег на эти цели управляющие выделять не готовы.
«Цифра небольшая, но обоснованная — подобная диверсификация позволяет и учесть
государственные интересы, и снизить потенциальный риск таких инвестиций», — объясняет
Вадим Сосков.
|