|
|
| | | | | | |
| | | | Новости | | |
| |
|
10.06.2013 «Молчун» — находка для рекламы
Переводя накопительную часть пенсионных накоплений из государственного ВЭБа в
частные управляющие компании, граждане обращают мало внимания на доходность. Главные
критерии выбора — реклама и доступность точек продаж, указывает профессор РЭШ
Алексей Горяев.
С августа по декабрь 2012 года интенсивно обсуждалась дальнейшая судьба пенсионной
системы и проведенной десять лет назад реформы. Наиболее радикальные оппоненты
реформы хотели вообще отменить накопительную часть государственной пенсии и вернуться
к солидарной системе, которая якобы содержит меньше рисков. А сторонники реформы,
напротив, указывали на стратегическое значение накопительной части как для будущих
пенсионеров (смогут заработать больше), так и для фондового рынка страны (выиграет
от притока "длинных" денег).
В итоге уже традиционно власти приняли половинчатое решение. Накопительная часть
пенсионных отчислений будет уменьшена с 6% до 2% для "молчунов" — тех, кто по
умолчанию доверяет управление своими пенсионными накоплениями государственной
управляющей компании, ВЭБу. При этом 4% не пропадают, а переходят в распределительную
часть Пенсионного фонда. Тем же, кто перешел в НПФ или частную УК, оставили накопительную
часть в прежнем размере — 6%.
При этом до конца 2013 года (или даже 2014-2015-го, на этот счет в правительстве
имеются разногласия) у "молчунов" остается право перевести пенсионные накопления
из ВЭБа и тем самым отстоять свои 6%. По сути, государство поставило своеобразный
эксперимент: сомневающихся в перспективах накопительной системы подталкивают к
принятию того или иного решения. Первые итоги эксперимента можно подвести уже
сейчас.
До 2012 года количество переставших "молчать" людей медленно, но стабильно росло
из года в год. В прошлом году почти 5 млн россиян перевели пенсионные накопления
из ВЭБа. Большинство из них (4,8 млн чел.) выбрали один из негосударственных пенсионных
фондов (НПФ), некоторые — частные управляющие компании (УК). Их средства —113 млрд руб.—
были переведены из ВЭБа в выбранные организации в первом квартале 2013 года. Таким
образом, впервые за всю историю пенсионной реформы был зафиксирован чистый отток
средств из государственной управляющей компании (приток средств из ПФР в ВЭБ был
меньше — 71 млрд руб.).
В целом уже более 20 млн граждан предпочитают инвестировать пенсионные накопления
через НПФ, еще 549 тыс.— через частные УК. С ВЭБом остаются 56,5 млн. Случайность
это или нет, но соотношение цифр очень близко к уровню доверия к рыночной экономике,
который определили социологи: ее поддерживает лишь около 30% населения.
Каким УК достались деньги, выведенные из ВЭБа,— самым доходным, самым крупным,
каким-то еще? Для анализа мы взяли данные по притоку денег бывших "молчунов" в
УК за последний квартал 2012 года — в разгар обсуждения в СМИ судьбы пенсионной
реформы.
Вот пятерка лидеров по привлечению средств "молчунов": управляющие компании "ВТБ
Капитал Пенсионный резерв", "Сбербанк Управление активами", УК "Уралсиб", "Ак
Барс Капитал" и "КапиталЪ". На них приходится свыше 64% средств, переведенных
ПФР в УК из ВЭБа.
Анализ показывает, что доходность не играет определяющей роли в привлечении средств.
Многие другие УК опередили по доходности за предшествующие периоды пятерку лидеров.
Так, 12 из 56 инвестиционных стратегий УК показали доходность за первые три квартала
2012 года выше 9,5% — наилучшего результата среди лидеров ("КапиталЪ"). А по доходности
инвестиционной стратегии за пять лет показатели, превышающие лучшее достижение
в пятерке — 30,68% ("ВТБ Капитал Пенсионный резерв"), имеют десять УК.
Может быть, инвесторы смотрят на показатели качества работы УК, например на рейтинги?
Однако рейтинг РЭШ пенсионных управляющих за период с июля 2007-го по июнь 2012
года тоже не может до конца объяснить различия между лидерами и всеми остальными.
В пятерке лидеров трое имеют рейтинг B, а остальные — лишь D, что вызывает вопросы
о качестве управления.
Рейтинг Российской экономической школы (РЭШ) отражает успешность инвестирования
управляющей компанией пенсионных накоплений по сравнению с другими УК и относительно
показателя инфляции. Лучшие 15% УК получают рейтинг A, следующие 20% — рейтинг
B и так далее вплоть до низшего рейтинга E. (Подробнее см. http://rating.nes.ru.)
Размер УК кажется более важным фактором успеха. Трое из пяти лидеров имеют собственные
средства свыше 1 млрд рублей и занимают существенную долю на рынке ПИФов ("Сбербанк
Управление активами" и УК "Уралсиб") или на рынке управления активами НПФ ("КапиталЪ").
Впрочем, самая крупная управляющая компания ("Лидер") успеха в деле привлечения
средств "молчунов" не добилась.
Скорее всего, определяющий фактор в данном случае — маркетинг. Не случайно первые
два места по привлечению средств "молчунов" занимают УК, аффилированные с крупнейшими
банками страны — ВТБ и Сбербанком. Именно грамотное использование банковских отделений
как точек продаж пенсионных продуктов могло обеспечить им лидерство.
Станут ли наиболее активные с точки зрения маркетинга УК самыми прибыльными для
своих клиентов? Точного ответа дать нельзя. Но можно провести аналогию с индустрией
взаимных фондов в США. Среди них есть фонды, взимающие комиссию за вход, надбавку,
которая идет на рекламу (load funds), и фонды без такой надбавки (no-load funds).
Никакой разницы в доходности до вычета комиссии между этими типами фондов обнаружено
не было. А с учетом комиссии выиграли инвесторы фондов без надбавок. И все же
фонды с надбавками практически не теряют своей доли на рынке.
Почему? Потому что реклама работает на привлечение инвесторов. По сути, массовый
инвестор ведет себя почти так же, как покупатель в супермаркете: ориентируется
на большой и известный бренд, готов заплатить больше, а связываться с более дешевым,
но, возможно, и более качественным товаром не готов.
Впрочем, наиболее эффективная реклама основывается на хороших результатах и рейтингах.
17 инвестиционных стратегий УК, получивших последний рейтинг РЭШ на уровне А или
В, привлекли свыше 57% средств "молчунов". Так что есть надежда, что "молчуны"
не зря заговорили. Возможно, поведение российских потребителей финансовых услуг
становится более рациональным.
|
Управляющие компании — лидеры по притоку средств накопительной пенсии
УК |
Нетто-приток из
ПФР в IV
квартале 2012
года (млн руб.) |
Доходность
в 2008-2012
годах (%) |
Рейтинг
РЭШ |
"ВТБ Капитал Пенсионный резерв" |
265,6 |
30,68 |
B |
"Сбербанк Управление активами" |
218,2 |
14,57 |
B |
"Уралсиб" |
181,3 |
17,51 |
C |
"Ак Барс Капитал" |
108,0 |
-5,31 |
D |
"КапиталЪ" |
66,6 |
28,01 |
B |
БФА |
46,2 |
— |
— |
"Солид Менеджмент" |
45,9 |
28,87 |
A |
"РФЦ-Капитал" |
36,0 |
38,45 |
A |
"Альфа-Капитал" |
31,6 |
8,44 |
D |
"Атон-менеджмент" |
26,5 |
18,91 |
C |
"Регион траст" |
25,4 |
46,70 |
A |
"Брокеркредитсервис" |
23,0 |
30,50 |
B |
"ВТБ Капитал Управление активами" |
22,2 |
44,67 |
A |
"ТКБ БНП Париба Инвестмент
Партнерс" |
21,5 |
10,99 |
C |
"Металлинвесттраст" |
20,7 |
-35,31 |
E |
"Универ Менеджмент" |
17,0 |
24,32 |
C |
"Открытие" |
15,2 |
58,65 |
A |
"Регион Портфельные инвестиции" |
14,5 |
53,53 |
A |
"БИН Финам Групп" |
13,1 |
9,61 |
D |
"Лидер" |
12,1 |
24,46 |
C | |
Источник: РЭШ. | kommersant.ru
|
| | |
| | | | | | |
| | | | | | |
|
|
|
|
|
|
|
Мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов статей, опубликованных
на сайте.
|
|
|