|
11.06.2013 В Кремле обсуждают крупные покупки
На совещаниях у президента продолжает
обсуждаться пакет мер по стимулированию экономического роста. Общая
конструкция, по данным "Ъ", уже определилась. Инвестиции из средств
Фонда национального благосостояния, Пенсионного фонда и средств
пенсионных накоплений предполагается направить в проекты в энергетике,
транспорте и ЖКХ. Сдерживание роста инфляции, которое предположительно
вызовет рост квазигосударственных расходов, оплатят госмонополии и
энергетики, которым предлагается равномерно сократить плановое повышение
тарифов до 2016 года.
Пресс-служба президента сообщила о
продолжении совещаний у президента Владимира Путина по экономическим
вопросам. Согласно сообщению, последнее прошло 10 июня, из приведенных
цитат главы государства следует, что обсуждалась та же повестка, что и
на совещаниях 5 и 7 июня (см. "Ъ" от 6, 7 июня) — стимулирование роста
ВВП и инвестирование средств внебюджетных фондов и пенсионных накоплений
в инфраструктурные инвестпроекты. Согласно объявлению пресс-службы
Кремля, в совещании участвовали председатель правительства Дмитрий
Медведев, глава администрации президента Сергей Иванов, первый
вице-премьер Игорь Шувалов, первый замглавы ЦБ Алексей Улюкаев,
исполняющий обязанности мэра Москвы Сергей Собянин и ключевые министры, в
том числе глава Минэкономики Андрей Белоусов. Однако как минимум часть
заявленных на совещании чиновников через пресс-службы сообщила, что они в
это время участвовали в других мероприятиях. Например, присутствие
господина Собянина в Кремле в мэрии "Ъ" вчера опровергли.
По данным "Ъ", на последнем совещании у
Владимира Путина, выступление на котором цитируется пресс-службой
Кремля, обсуждались две группы предложений, в основном авторства
Минэкономики: это дальнейшее урезание тарифов госмонополий и
регулируемых секторов — и рост инвестрасходов из внебюджетных
источников.
Предлагаемая Минэкономики передислокация
инвестированных в основном в госдолг средств ПФР, активов под
управлением НПФ и части средств ФНБ, очевидно, рассматривается как
проинфляционный фактор — соответственно, снижение плановых темпов роста
базовой инфляции призвано ослабить эту угрозу. По данным "Ъ", "Газпрому"
предлагается смириться с ростом тарифов на газ для промпотребителей в
2014 году до 10,1% вместо 15%, в 2015 году — до 6,8% вместо 14,6-15%, а в
2016 году — до 4,8% вместо 10,5%. Сетевым организациям в энергетике
предлагается повысить в 2014 году тарифы на 7,5-8% вместо 9-10% и в 2015
году — на 6-6,5% вместо плановых 6-7%. Рост цен на электроэнергию для
промышленности предлагается "зажать" сильнее: в 2014 году — на 8,2-9,4%
вместо ожидаемых 11-12,6%, в 2015-м — на 7,7-8,5% вместо плановых
11,5-12,5% и в 2016-м — на 3-3,5% вместо 6,5-7%. Наконец, тарифы на
тепло предлагается повышать в 2014-м не на 10,9-11%, а на 9,3-9,5%, в
2015-м — не на 10,8-11%, а на 8-8,2% и в 2016 году — не на 8%, а на
5,5-6%. Тарифы для населения при этом должны расти теми же темпами, что и
ранее запланированные,— 15% в год по газу, 12-15% по электроэнергии.
Результатом этих мер, как и других
дискутируемых в правительстве интервенционистских мер по подъему темпов
роста ВВП, должна стать возможность относительно безопасно увеличить
инвестиции в инфраструктуру. По предложениям Минэкономики, имеющимся в
распоряжении "Ъ", всего ведомство считает необходимым долгосрочно
потратить 6,1 трлн руб. бюджетных средств и 2,6 трлн руб. средств
"внебюджетных источников" на "системообразующие" проекты общей
стоимостью 14,3 трлн руб. Наиболее крупная статья "внебюджетных" трат,
то есть средств ФНБ и пенсионных накоплений, а также средств ВЭБа под
депозиты из суверенных фондов — региональные проекты развития, куда
предлагается вложить 852 млрд руб. Энергетике из этих источников должно
достаться 614 млрд руб., "высокотехнологичным проектам" — 369 млрд руб.,
транспортной инфраструктуре — 597 млрд руб., ЖКХ — 181 млрд руб.
Наиболее крупные предложения по расходованию
средств ФНБ внутри страны — это транспорт, ЖКХ и энергетика. По данным
"Ъ", команда Минэкономики предлагает профинансировать из суверенного
фонда строительство высокоскоростной магистрали ВСМ-2 Москва—Казань на
278,5 млрд руб. (столько же предлагается вложить из прочих "внебюджетных
источников", общая стоимость проекта — 928,3 млрд руб.). Второй крупный
проект чуть меньше — это "комплексный инвестиционный проект "Создание
энергетического моста Сибирь—Урал—Центр", в который предлагается вложить
185,4 млрд руб. при общей стоимости проекта в 614 млрд руб. Третий
крупный проект, претендующий на средства ФНБ,— "комплексный
инвестиционный проект "Ангарско-Енисейский кластер"" (62,3 млрд руб.,
общая сумма вложений — 298 млрд руб.).
Еще одним крупным направлением инвестирования
средств ФНБ со сроками окупаемости от 6 до 21 года заявлены проекты в
сфере ЖКХ. Самые дорогостоящие в этом блоке заявок Минэкономики проекты —
это комплексная модернизация системы теплоснабжения Челябинска общей
стоимостью 72 млрд руб. (28,8% предлагается потратить на проект из ФНБ),
оптимизация систем теплоснабжения в Красноярске (38,3 млрд руб., ФНБ —
15,3 млрд руб.), Санкт-Петербурге (36,5 млрд руб., ФНБ — 3 млрд руб.) и
Екатеринбурге (20 млрд руб., ФНБ — 8 млрд руб.).
Проекты в области высокотехнологичных
производств предлагается финансировать в основном без использования
средств ФНБ. Вероятно, речь будет идти о пенсионных деньгах и средствах
ВЭБа под депозиты государственных структур. Здесь крупнейшие претенденты
на квазибюджетное финансирование — проект "развития промышленности
редкоземельных металлов" (общая стоимость — 145,6 млрд руб., средства
"внебюджетных источников" — 127,9 млрд руб.), строительство новой верфи
"Звезда" на Дальнем Востоке (111,7 млрд руб., "внебюджетные средства" —
84,2 млрд руб.), "проект самолета МС-21" (166,8 млрд руб., "внебюджетные
средства" — 81,1 млрд руб.) и "проект двигателя ПД-14" (107,3 млрд
руб., из них 62 млрд руб.—"внебюджетные"). По всем проектам этой группы
общей стоимостью 590 млрд руб. предполагается прямое бюджетное
финансирование на 220,7 млрд руб. (сейчас оно в бюджете предусмотрено по
всем проектам на 1 млрд руб.), "внебюджетное" финансирование на
367 млрд руб., незначительные инвестиции ФНБ и средств частных
инвесторов.
"Нам нужны прозрачные критерии отбора таких
проектов, объективная оценка их перспективности,— цитирует пресс-служба
Кремля выступление на последнем совещании президента по этому вопросу.—
Еще раз подчеркну, недопустимо финансирование заведомо убыточных,
несостоятельных проектов, мы с вами давно обсуждаем эту тему". По данным
"Ъ", в предложениях Минэкономики указано только два признанных
неокупаемыми проекта — федеральные расходы на Московский транспортный
узел (1,7 трлн руб.) и Ванинско-Совгаванский узел БАМа (250 млрд руб.).
По "энергомосту Сибирь—Урал—Центр заявленный срок окупаемости — 17% с
внутренней нормой доходности IRR в 12,7%, по Ангарско-Енисейскому
кластеру — 22,5 года (IRR 17,4%), по ВСМ-2 — 30 лет на выплату заемного
капитала (IRR 1,74%).
"Совещание было одним из многих, на котором
не планировалось никаких решений. Его участников вызывали в Кремль в
срочном порядке",— пояснили "Ъ" вчера ситуацию в администрации
президента
Дмитрий Бутрин, Петр Нетреба, Олег Сапожков
kommersant.ru
|