На главную. Ваш Пенсионный брокер Вернуться на главную страницу    



























  Новости
13.06.2013 Как попилить пенсионные накопления, или Новые инструкции от Кремля

Владимир Путин и его единомышленники уже несколько совещаний подряд ломают головы над тем, как простимулировать экономический рост. Для того, чтобы пришпорить экономику, нужны средства, и немалые. Руководство страны решило далеко за деньгами не ходить, а взять то, что лежит под рукой, то есть стратегический запас. Деньги из Фонда национального благосостояния, Пенсионного фонда и средства пенсионных накоплений планируется направить, естественно, в транспорт, точнее будет сказать, РЖД, ЖКХ и энергетические проекты.

Но это еще не все. Чтобы показать, что деньги соберут и у своих, правительство намерено затянуть пояса госкорпорациям. В частности, «Газпрому» предлагается смириться с ростом тарифов на газ для промпотребителей в 2014 году до 10,1% вместо 15%, в 2015 году – до 6,8% вместо 14,6-15%, а в 2016 году – до 4,8% вместо 10,5%. Сетевым организациям в энергетике предлагается повысить в 2014 году тарифы на 7,5-8% вместо 9-10% и в 2015 году – на 6-6,5% вместо плановых 6-7%. Рост цен на электроэнергию для промышленности предлагается «зажать» сильнее: в 2014 году – на 8,2-9,4% вместо ожидаемых 11-12,6%, в 2015-м – на 7,7-8,5% вместо плановых 11,5-12,5% и в 2016-м – на 3-3,5% вместо 6,5-7%. Наконец, тарифы на тепло предлагается повышать в 2014 году не на 10,9-11%, а на 9,3-9,5%, в 2015-м – не на 10,8-11%, а на 8-8,2% и в 2016 году – не на 8%, а на 5,5-6%. Тарифы для населения при этом должны расти теми же темпами, что и ранее запланированные – 15% в год по газу, 12-15% по электроэнергии. Такие данные приводит газета «Коммерсант».

По задумке чиновников, эти средства, точно так же, как и пенсионные накопления, обеспечат рост ВВП и помогут обезопасить инвестиции в инфраструктуру. Всего же Минэкономики предлагает израсходовать на восстановление экономики 6,1 триллиона рублей из казны и 2,6 триллиона – из различных внебюджетных источников.

Логика правительства в целом верная. Экономику пытаются реанимировать с помощью длинных денег, поскольку других-то все равно нет. «На первый взгляд, такой способ наилучший, – поясняет ведущий инвестиционный консультант УК «СОЛИД Менеджмент» Сергей Звенигородский. – Пенсионные накопления могут быть использованы в проектах с окупаемостью более десяти лет и являются достаточно дешевым и эффективным средством для ускорения прироста экономики России».

Но давайте посмотрим в деталях, во что конкретно Минэкономики предлагает инвестировать. Среди наиболее крупных проектов выделяется несколько. Так, за счет средств суверенного фонда планируется построить высокоскоростную магистраль ВСМ-2 Москва – Казань. Из фонда на эти цели заберут 278,5 миллиарда рублей, еще столько же – из внебюджетных источников. Общая стоимость проекта – почти 930 миллиардов рублей. Другой солидный «кусок» – 185,4 миллиарда рублей – пойдет на создание энергетического моста Сибирь – Урал – Центр. Общая стоимость проекта превышает 600 миллиардов рублей. Наконец, последний проект, который «съест» из ФНБ 62,3 миллиарда рублей, – комплексный инвестиционный проект «Ангарско-Енисейский кластер». Его общая стоимость – 298 миллиардов рублей.

Деньги Фонда национального благосостояния пойдут также и на поддержку ЖКХ. В частности, на теплоснабжение Челябинска необходимо потратить 72 миллиарда рублей (28,8% предлагается потратить на проект из ФНБ). Оптимизация систем теплоснабжения в Красноярске (38,3 миллиарда рублей, ФНБ – 15,3 миллиарда рублей), Санкт-Петербурге (36,5 миллиарда рублей, из средств ФНБ – 3 миллиарда рублей) и Екатеринбурге (20 миллиардов рублей, ФНБ даст 8 миллиардов рублей) также ляжет на плечи ФНБ.

Эксперты предупреждают, что, несмотря на верность идеи, подобные инвестиции имеют свои подводные камни. Еще свежи в памяти многочисленные скандалы, связанные с подготовкой к саммиту АТЭС-2012 во Владивостоке и Олимпиаде-2014 в Сочи. Хищений было выявлено в общей сложности на 700 миллиардов рублей.

«Понятное дело, что ни о каком уверенном финансировании в этом случае говорить не приходится. Полагаю, что кроме собственно передачи этих длинных денег на подобные проекты необходимо также и выстроить такую систему их реализации, которая исключала бы возможные махинации конечных предприятий и фирм, их реализующих, – говорит аналитик финансовой компании AForex Нарек Авакян. – Скажем, кроме государственных компаний привлечь еще и частные к участию в открытых тендерах, или создать единую национальную инфраструктурную компанию и несколько конкурирующих предприятий».

При разумном подходе к выбору инвестпроектов такие вложения могут стать даже выгодными. «По нашим оценкам, доходность инвестиций в инфраструктуру составляет в зависимости от проекта порядка 10-15%», – подсчитал аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антон Сороко. При грамотном и квалифицированном отборе проектов инвестиции в инфраструктуру могут быть гораздо выше, нежели инвестиции в рынок акций и долговой рынок. Главное в этом деле – правильно выбрать проекты, чтобы наши с вами пенсионные денежки не были пущены по ветру.

В беседе с обозревателем KM.RU директор Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ «Высшая школа экономики», доктор экономических наук Сергей Смирнов отметил, что находит новый  мегапроект власти очередной пустышкой:

– В России всевозможное транспортное строительство – это очень коррупциогенная сфера. Мы прекрасно знаем, во сколько у нас обходятся дороги, разного рода отрезы от дорожного полотна. Подозреваю, что эти проекты будут неэффективными с той точки зрения, что часть денег уйдет в песок, насыпь или железнодорожную подстилку. Этого уже никто никогда не проверит.

Но ведь есть еще будущие обязательства Пенсионного фонда, если говорить о накопительной части. Транспортные проекты не всегда быстро окупаются. И здесь важно понять, существуют ли расчеты, которые сбалансируют получение отдачи от этих проектов с необходимостью выплат нашим гражданам накопительной части государственной трудовой пенсии. Все эти прожекты, конечно, замечательные, но я не очень понимаю, есть ли за этим какие-то серьезные бизнес-проекты. Одно дело – выдвинуть какой-то политический лозунг, что по части скоростных магистралей мы очень отстаем от матушки-Европы. Это замечательно, но не стоит забывать, что это несколько другие пространства и другие цели поездок. Я не уверен, что в условиях информационного общества, когда значительное число людей занимается дистанционной работой, расходы на строительство этих магистралей окупятся стоимостью билетов. Разве так много людей поедут по этим скоростным магистралям в ту же Казань? Не уверен!

– Так в чем же, по-Вашему, основная проблема таких инвестиционных проектов?

– Основная проблема в том, что отсутствуют реальные бизнес-проекты в принципе. Вспоминается конец 70-х – 80-е годы: до развала Советского Союза было бесчисленное количество проектов, связанных со строительством Байкало-Амурской магистрали и освоения прилегающих территорий. БАМ построили, а значительная часть проектов, связанных с добычей природного сырья, полезных ископаемых, остались нереализованными. Памятуя об этом, я опасаюсь отсутствия в нынешней ситуации строгих экономических расчетов. Пока говорится лишь о том, что деньги пенсионеров будут закачаны, но нигде не говорится о том, что они будут с этого иметь.

km.ru



 
Яндекс цитирования src=http://counter.rambler.ru/top100.cnt?650876Rambler's Top100
© 2003-2014 «Ваш Пенсионный Брокер»
e-mail: «отправить сообщение»
Мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов статей, опубликованных на сайте.
При цитировании  информации гиперссылка на сайт Ваш Пенсионный Брокер  обязательна.