Росстат обнародовал данные об объемах социальной помощи и мерах государственной
социальной поддержки в 2012 году. С продолжающимся ростом доходов основной части
населения социальное государство в России выглядит все более бессмысленным: объем
получателей и монетизированных, и немонетизированных выплат стабилен. Для подавляющего
большинства поддерживаемых домохозяйств большая часть мер поддержки выглядит экономически
совершенно не значимой и не оправдывающей расходы на администрирование.
Росстат опубликовал сводку данных о состоянии дел в системе социальной поддержки
на начало 2013 года, в том числе данные о фактическом объеме денежных расходов
на эти цели в прошлом году. В цифрах сложно обнаружить какие-либо существенные
изменения: система социального государства в России в течение 2012 года практически
не менялась, численность ее клиентов тоже. Так, в 2013-м денежные выплаты в России
на федеральном уровне в ее рамках получали 16,4 млн человек против 16,6 млн в
2011-м и 16,7 млн в 2010-м. Для сравнения: в 2007 году, когда число получателей
таких выплат находилось на пике, оно составляло 16,9 млн человек.
Приводимый Росстатом размер средней назначенной выплаты на получателя соцподдержки
— 1666 руб. Основной состав получателей — инвалиды четырех групп (I,II,III и дети-инвалиды),
всего в России таковыми в 2012-м признано 11,9 млн человек, на них же приходится
большая часть (20 млрд руб. из 27,4 млрд руб.) валовых выплат. Впрочем, даже в
этой группе размеры ежемесячного пособия на одного человека выглядят несопоставимыми
с любым способом вычисленными прожиточными минимумами: средняя выплата в месяц
инвалидам I группы в 2012 году составила 2560 руб., II группы — 1732 руб., III группы
— 1324 руб., дети-инвалиды могли рассчитывать на 1596 руб. в месяц. Среди прочих
групп получателей денежных выплат максимум средней суммы приходится на инвалидов
войны — они получали в месяц 3658 руб. Единственная категория получателей денежных
выплат в РФ, для которой пособия сопоставимы с уровнем жизни — герои России, Советского
Союза и соцтруда: они в 2012-м получали 34-38 тыс. руб. в месяц. Размеры же основной
массы оставшихся выплат (от 378 руб. в месяц у работающих в зоне отселения Чернобыльской
АЭС до 1971 руб. жителям блокадного Ленинграда) делает стоимость администрирования
денежных выплат сопоставимыми с их размерами.
Кампания по монетизации льгот между тем существенно сократила число получателей
социальной помощи в натуральной форме, тогда как сама по себе система практически
не подешевела с ранних 2000-х. Согласно данным Росстата, в немонетизированной
форме социальные услуги (кроме услуг для инвалидов) в 2012-м получали никак не
более 3 млн человек — 2,4 млн в виде услуг по обеспечению лекарственными средствами,
330 тыс. — в виде санаторно-курортного лечения и чуть более 200 тыс. — в виде
бесплатного проезда на курорты. В основном речь идет о тех же инвалидах.
По существу социальное государство в России в 2012 году существовало в трех видах:
как подпорка пенсионной системы, выравнивающая в ряде случаев провалы в доходах
пенсионера, как система пенсионных льгот на общественном транспорте и как существенно
недофинансированная система поддержки инвалидов. Исходя из напряженности в бюджетах
муниципального и регионального уровня в 2013-м, по итогам 2013-го отношение основной
части монетизированных выплат к продолжающим расти средним доходам домохозяйств
будет продолжать быстро снижаться. Судя по всему, в нереформированном виде она
до сих пор сохраняется по причинам, имеющим косвенное отношение к самому социальному
государству как идее: система как работодатель поддерживает занятость в депрессивных
регионах и служит дешевым способом политической поддержки местных властей. Впрочем,
как свидетельствуют региональные данные Росстата, последнее интересно сейчас не
более чем половине регионов РФ, имеющих соответствующие программы.
Дмитрий Бутрин