Пенсионный фонд России (ПФР) только начал принимать жалобы граждан на неправомерный
перевод пенсионных накоплений по итогам завершившейся переходной кампании, а обращений
с начала месяца набралось уже почти 7 тыс. В этом году в связи с пенсионной реформой
ошибочный перевод накоплений в тот или иной негосударственный пенсионный фонд
(НПФ) грозит гражданам ущемлением их пенсионных прав.
ПФР начал подводить первые итоги переходной кампании прошлого года с точки зрения
возможных нарушений прав будущих пенсионеров. Привлечение клиентов по обязательному
пенсионному страхованию по-прежнему связано с многочисленными нарушениями, свидетельствуют
данные колл-центра ПФР. После подведения итогов переходной кампании 2012 года
ПФР направил гражданам письма о переводе их средств пенсионных накоплений в тот
или иной НПФ. Только с 10 по 17 июня в колл-центр обратилось 2465 человек, а с
начала июня по итогам рассылки было получено 6677 жалоб, из них 395 — авторизованных.
С учетом того, что в прошлом году на 30 июля было получено около 15 тыс. обращений,
подобные результаты по итогам двух недель свидетельствуют о росте числа жалоб.
Впрочем, это неудивительно: за 2012 год фондам удалось перевести рекордное число
клиентов — 4,8 млн человек. Кроме того, еще 1,34 млн сменили один НПФ на другой.
Угроза сокращения накопительной части мотивировала НПФ и их агентов на применение
еще более агрессивных стратегий привлечения. По данным ПФР, больше всего авторизованных
жалоб поступило на НПФ РГС (42 жалобы, более 10% от общего количества). Сопоставимые
результаты (около 20 жалоб каждый) получили "ЛУКОЙЛ-Гарант", НПФ Сбербанка, "КИТ
Финанс" и "Доверие". Такие цифры вполне объяснимы: РГС находится на первом месте
по числу привлеченных клиентов, остальные фонды также входят в число лидеров по
увеличению клиентской базы.
"Мы рассматриваем жалобы, поднимаем документы, выясняем обстоятельства того,
где и когда был заключен договор, проводим служебное расследование",— комментирует
ситуацию президент НПФ Сбербанка Галина Морозова. Она отмечает, что проблема заключается
в большом промежутке времени между подписанием договора и оповещением граждан
о переводе средств: человек получил письмо с информированием о переводе накопительной
части пенсии только сейчас, а договор он мог подписать еще в начале 2012 года
и просто не вспомнить об этом. "Большая часть жалоб связана с тем, что человек
забыл о том, что перевел средства в НПФ,— соглашается президент НПФ "ЛУКОЙЛ-Гарант"
Сергей Эрлик.— Если же был обнаружен факт фальсификации договора, то мы подаем
в суд на агента". Господин Эрлик рассказал о том, что недавно НПФ "ЛУКОЙЛ-Гарант"
судился с агентом другого фонда, который "переписал" 40 человек в другой НПФ.
По решению суда агент получил два года условно. Так же в фонде будут поступать,
если обнаружится, что агенты самого НПФ "ЛУКОЙЛ-Гарант" занимаются подлогом. Связаться
с представителем НПФ РГС не удалось.
Если фондам не удастся разобраться с "проблемными" клиентами, то последствия
для них могут быть очень серьезными. "Хотя ранее подобные случаи признавались
нарушениями, но это было нарушение права выбора страховщика. Теперь же у незаконно
переведенных молчунов, которые предпочитают тариф отчислений на накопительную
часть 2%, и не переведутся в этом году обратно к нам, останется все тот же тариф
в размере 6%, а это уже нарушение пенсионных прав",— говорит представитель ПФР
Марита Нагога. Она подчеркивает, что НПФ должны урегулировать жалобы, иначе ПФР
расторгнет с ними трансферагентские соглашения. А расторжение такого соглашения
чревато для фонда большими проблемами: как раз это соглашение и наделяет фонд
правом принимать заявления граждан на перевод накоплений. Ранее ПФР уже прибегал
к такой практике: в 2011 году он расторг соглашения с тремя фондами, получившими
наибольшее количество жалоб.
Мария Яковлева