|
20.06.2013 Риски пенсионных фондов не останутся без присмотра
В популярную в последнее время на
финансовом рынке тему — переходу к надзору, основанному на учете
рисков,— вскоре будет вовлечена пенсионная индустрия. Введение
риск-ориентированного надзора, подобного банковскому, за
негосударственными пенсионными фондами уже обсуждается в правительстве.
Однако только на анализ зарубежной практики и ситуации на рынке,
внедрение новых нормативов для НПФ предполагается отвести годы.
Введение риск-ориентированного
(пруденциального) надзора на финансовом рынке давно является
неотъемлемой частью обсуждений экспертного сообщества. Сейчас такой
надзор осуществляется только за банковским сектором. В апреле глава
Федеральной службы по финансовым рынкам Дмитрий Панкин говорил о том,
что планируется разработать нормы риск-ориентированнного надзора сначала
для брокеров, управляющих и инвестиционных компаний, а затем для
негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и страховых компаний. Проект
приказа с новыми нормативами для брокеров, инвестиционных и управляющих
компаний должен появиться уже в июне—июле. Как сообщили источники "Ъ" в
правительстве, сейчас ведется обсуждение плана внедрения пруденциального
надзора и на пенсионном рынке — как в сфере обязательного пенсионного
страхования, так и в сфере негосударственного пенсионного обеспечения.
Процесс введения риск-ориентированного
надзора на пенсионном рынке обещает быть постепенным. В течение первого
этапа, пояснили источники "Ъ", который завершится в начале 2014 года,
планируется провести анализ международной практики, текущего состояния
российского пенсионного рынка, в том числе системы надзора за фондами и
системы отчетностей НПФ, выявить полномочия, недостающие мегарегулятору
для полномасштабного внедрения риск-ориентированного надзора. На основе
полученных результатов ЦБ совместно с Минфином должны будут подготовить
концепцию пруденциального надзора.
Второй этап, рассказывает один из
представителей экономического блока правительства, растянется до конца
2016 года. В течение трех лет планируется отобрать и опробовать методы
количественной оценки рисков НПФ и управляющих компаний, которые
инвестируют пенсионные деньги, сформулировать квалификационные и
репутационные требования к персоналу финансовых институтов. Также
планируется разработать требования к инвестиционной стратегии НПФ, меры
по организации мониторинга и оценки результатов инвестирования
пенсионных денег со стороны НПФ и ЦБ на основе использования бенчмарков.
С середины 2015 по конец 2016 года принципы риск-ориентированного
надзора будут введены в НПФ, управляющих компаниях и специализированных
депозитариях на добровольной основе. Распространение пруденциального
надзора на все фонды, управляющие компании и спецдепозитарии (третий
этап) запланировано на 2017 год.
С учетом того как быстро в прошлом году
принимались решения в пенсионной отрасли — по сокращению тарифа на
накопительную часть для "молчунов" или по введению дополнительных
страховых взносов для работодателей на вредных предприятиях —
удивительно, что на внедрение пруденциального надзора на рынке НПФ
планируется отвести целых четыре года, говорят эксперты. "Такие сроки
надуманны,— уверен один из собеседников "Ъ".— Практика такого надзора
уже есть, регулятор у банков и НПФ будет один, поэтому очень странно,
что процесс так затягивается".
Впрочем, есть мнение, что внедрение
пруденциального надзора на пенсионном рынке за четыре года — это еще
весьма оптимистический сценарий. "Если за десять лет существования
накопительной части пенсии ничего в этом направлении сделано не было, то
будет очень хорошо, если за четыре года все-таки удастся ввести
риск-ориентированный надзор, хотя не факт, что получится уложиться в
срок — минимум из-за межведомственных согласований",— говорит заведующий
лабораторией Института Е. Т. Гайдара Владимир Назаров.
Мария Яковлева
kommersant.ru
|