21.06.2013 Пенсионная реформа в России противоречит рекомендациям ОЭСР
20 июня 2013 г. в рамках делового визита в Москву делегация ОЭСР представила
вторую – заключительную, часть глобального исследования пенсионной системы России.
Основываясь на опыте стран-членов ОЭСР и двухлетнем изучении специфики российской
пенсионной системы, международные эксперты сформировали рекомендации по ее развитию.
Среди ключевых выводов: необходимость проведения политически стабильной и долгосрочной
пенсионной реформы и сохранение обязательного накопительного компонента в структуре
пенсии.
Исследование «Роль накопительных пенсий в системах пенсионного обеспечения: проблемы
пенсионной системы Российской Федерации» подготовлено в ходе обязательных процедур
по вступлению России в ОЭСР в 2015 году. Рекомендации, сформированные ведущими
международными экономистами по развитию российской пенсионной системы, были предоставлены
российским министерствам и ведомствам в рамках текущей пенсионной реформы.
По оценкам экспертов действующая с 2002 года пенсионная система России одна из
самых эффективных и сбалансированных среди стран ОЭСР. Проведение очередной реформы
с варьированием размеров пенсионных взносов приведет к резкому падению доверия
населения к власти. Уменьшение накопительной части пенсии до 2% в долгосрочной
перспективе увеличит нагрузку на федеральный бюджет и снизит темпы развития экономики
России.
Согласно исследованию реформа пенсионной системы должна обеспечить ее финансовую
устойчивость и достаточный уровень пенсионных выплат. В России достичь этого можно
путем сохранения смешанной пенсионной системы и дальнейшего развития накопительного
компонента. Текущие изменения в пенсионной системе демонстрируют нестабильность
политических решений в стране и как следствие могут привести к скачку социального
напряжения в стране.
В исследовании особо отмечается негативный опыт стран, которые частично или полностью
ликвидировали накопительный компонент. Ряд стран, среди которых Эстония, Польша,
Литва, Латвия прибегали к уменьшению тарифа взносов в накопительную часть пенсии.
Однако отсутствие ожидаемого экономического эффекта со временем привело к полному
восстановлению и увеличению размера накопительной части.
Наиболее негативным стал опыт Венгрии, где накопительный компонент был полностью
ликвидирован, а средства накопительной системы были возвращены в государственную
пенсионную систему. Это привело к снижению пенсионных выплат и возникновению долгосрочных
государственных обязательств, что в свою очередь стало причиной ужесточения налогового
давления на население.
Исследование показывает, что коэффициент замещения россиянина со средним заработком
при условии сохранения полного объема взносов в накопительную часть своей пенсии,
будет составлять почти 70% , что превышает средний показатель ОЭСР (около 60%).
Также эксперты ОЭСР считают, что для россиян было бы выгоднее, если бы выбор
тарифа взносов в накопительную часть пенсии осуществлялся в обратном порядке.
По умолчанию размер накопительной части пенсии должен составлять не 2, а 6% страховых
взносов. По выбору гражданина размер накопительной части пенсии может быть уменьшен
до 2%.
При этом экономисты рекомендуют сохранить право выбора размера тарифа накопительной
части пенсии после 2014 года с предоставлением этого права гражданам, впервые
вступающим в трудовые отношения.
В исследовании эксперты отмечают усиление роли накопительного компонента в структуре
пенсии в странах – членах ОЭСР.
«В течение последних десятилетий структура пенсионного обеспечения в большинстве
стран ОЭСР стала более диверсифицированной, с развитой накопительной системой
и менее значимой распределительной, - говорит глава делегации ОЭСР, главный экономист
Комитета по страхованию и частным пенсиям Дирекции ОЭСР по финансовым делам и
предпринимательству Хуан Эрмо. - В 70% стран ОЭСР среднестатистический работник
вынужден полагаться на накопительные пенсионные системы, дополняющие государственные
пенсионные пособия, размер которых составляет менее 60% от размера заработной
платы в течение последнего года работы до выхода на пенсию».
Дополнительная информация
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (Organization for
Economic Co-operation and Development — OECD) — международная экономическая организация
развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной
экономики.
ОЭСР осуществляет обширную аналитическую работу, вырабатывает рекомендации для
стран-членов и служит платформой для организации многосторонних переговоров по
экономическим проблемам. Значительная доля деятельности ОЭСР связана с противодействием
отмыванию денег, уходу от налогов, коррупции и взяточничеству. При участии ОЭСР
были выработаны некоторые механизмы, призванные положить конец практике создания
рядом государств так называемых «налоговых оазисов».
В организацию входят 34 государства, в том числе большинство государств — членов
ЕС. В работе организации также принимает участие Европейская комиссия (орган Евросоюза).
Ваш Пенсионный Брокер
(по информации НАПФ)
|