|
25.06.2012 Закон ценой 30 трлн рублей
Как стало известно РБК daily, чиновники определились с конфигурацией законодательства
о государственно-частном партнерстве (ГЧП). Рынок, контролирующий инфраструктурные
проекты на десятки триллионов рублей, будет регулировать федеральный закон о ГЧП.
Эксперты уверены, что он может дать новый импульс совместным проектам бизнеса
и государства, число которых увеличится с десятков до сотен.
В сентябре 2011 года Владимир Путин поручил Минэкономразвития, Минфину и Минрегиону
решить, в какую сторону развивать законодательство о государственно-частном партнерстве.
Тогда, по оценкам экспертов, законодательная база по ГЧП в России была хуже, чем
у Замбии, несмотря на то, что в регионах действовало более 50 местных законов
о ГЧП. Несколько месяцев ведомства не могли решить, совершенствовать им региональные
законы, писать поправки в законы о концессиях и госзакупках либо создавать новый
федеральный закон.
В итоге чиновники остановились на последнем варианте. «Для расширения практики
использования проектов ГЧП мы подготовили изменения в законодательство, устанавливающие
некоторые изъятия из общей практики. Сейчас такие изъятия предусматриваются некоторыми
региональными законами о ГЧП, однако отсутствует само понятие ГЧП проекта. Для
этого мы вводим соответствующее понятие в законодательство», — рассказал РБК
daily директор департамента инвестиционной политики и развития государственно-частного
партнерства МЭР Сергей Беляков. Предполагается, что в июле документ (последняя
версия есть в распоряжении РБК daily) будет проходить межведомственное согласование,
а в августе направится в Белый дом, добавляет источник, знакомый с ситуацией.
«Рабочая группа экспертов при МЭР после долгих дискуссий пришла к решению, что
необходим федеральный закон», — подтверждает партнер Gide Loyrette Nouel Александр
Долгов. В проекте закона содержится отсылка к региональным законам о ГЧП и нормативным
правовым актам органов местного самоуправления. Кроме этого, планируются поправки
в бюджетное, земельное и налоговое законодательство, чтобы синхронизировать законодательную
базу. Принципиально такой подход является правильным потому, что инвесторам и
кредиторам очень важно видеть гарантии своих прав на уровне федерального закона,
говорит г-н Долгов.
«Главное правило, которого придерживались разработчики законопроекта, — не навредить
формирующемуся рынку и тем проектам, которые уже получили финансирование», — говорит
председатель правления НП «Центр развития ГЧП» Павел Селезнев. По данным центра,
общая потребность в инвестициях в инфраструктуру в России оценивается в 30 трлн
руб. Объем рынка проектов ГЧП (как реализуемые проекты, так и те, по которым идут
предварительные переговоры с инвесторами) достиг отметки в 8 трлн руб. Из-за отсутствия
внятных коммерческих схем для реализации проектов регионы замораживают либо вовсе
не берутся за инфраструктурные проекты на 1,5 трлн руб.
«Скорее всего, принятие законодательства даст новый мощный импульс инфраструктурным
проектам», — надеется г-н Селезнев. Регионы нуждаются в привлечении длинных денег:
в частности, в качестве источников длинных денег могут выступить НПФ, которые
ищут новые способы вложений (сейчас у них порядка 1,3 трлн, примерно столько же
— у «молчунов» в ВЭБе). «НПФ хотят инвестировать в инфраструктурную отрасль, и
закон о ГЧП дает им такой шанс», — утверждает г-н Селезнев.
Пенсионные фонды уже давно ищут новые способы инвестирования в инфраструктурные
проекты, подтвердили РБК daily в НАПФ. Только за 2011 год доля пенсионных накоплений
от НПФ и ПФР в совокупном объеме рынка доверительного управления увеличилась на
9%, объем пенсионных накоплений — на 219,3 млрд руб. К 2013 году совокупные пенсионные
накопления и пенсионные резервы только НПФ могут достигнуть 2 трлн руб., приводят
цифры в НАПФ. «НПФ могут обеспечить до 40% от общего объема инвестиций в экономику,
а также создать стимулы для экономического роста. Мы считаем, что накопления должны
работать на будущее страны и ее развитие, а для этого необходимо направлять пенсионные
накопления в долгосрочные надежные облигации для финансирования инфраструктурных
проектов», — говорит глава НАПФ Константин Угрюмов.
Впрочем, об эффекте законопроекта говорить пока сложно, осторожен г-н Долгов:
«Необходима серьезная работа с документом в течение всего законодательного процесса
с тем, чтобы отдельные поправки не изменили его суть и не создали дополнительных
сложностей при реализации проектов ГЧП». Однако именно на базе ФЗ можно будет
опробовать новые модели инвестиционного партнерства государства и бизнеса. «Пока
у нас успешных проектов единицы, а с принятием закона могут появиться сотни»,
— надеется он.
Анастасия Литвинова
rbcdaily.ru
|