|
22.05.2013 Пенсии: очередная попытка
Проблема того, как государство должно или не должно защищать пенсионные накопления
своих работающих граждан, обсуждается в России с 2003 года, с самого начала реформирования
пенсионной системы в стране.
Разрабатываемая сегодня законопроект «О гарантировании прав застрахованных лиц
в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании
и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат
за счет средств пенсионных накоплений» - это уже третья реинкарнации попыток государства
сделать так, чтобы российские люди получили хоть какую-то достойную пенсию.
Об этом заявил заместитель директора департамента корпоративного управления Министерства
экономического развития России Ростислав Кокорев, выступая на заседании экспертно-аналитического совета Агентства по страхованию вкладов
в связи с созданием системы гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного
пенсионного страхования Российской Федерации, 20 мая 2013 года. Он напомнил, что
сегодня негосударственные пенсионные фонды (НПФы) очень сильно ограничены в своих
инвестиционных стратегиях по вкладыванию средств будущих пенсионеров, так как
НПФы не имеют права демонстрировать своему клиенту убытки от управления деньгами
– на профессиональном жаргоне это называется «НПФы не обладают правом разносить
убытки по счетам застрахованных лиц». А отчитываться перед клиентурой НПФы по
современному закону должны каждый год, и как следствие, стратегии инвестирования
у НПФов – короткие и низкодоходные. Необходимость фондов каждый год изворачиваться
так, чтобы не показывать убытки, является и минусом для всей экономики страны
– она не получает длинные пенсионных денег, отмечает Кокорев.
Но логично то, что человеку, которому до пенсии еще далеко – хоть 30 лет, хоть
10, не очень-то и важно получать хоть какой-то положительный доход от размещения
своих пенсионных накоплений каждый год, уверен Кокорев. Важно, чтобы в момент
наступления у каждого застрахованного лица возраста выхода на пенсию, на мировом
финансовом рынке не случилось затяжного финансового кризиса, и чтобы такой человек
в итоге не получил на выходе денег меньше, чем за него перечислил на его личный
пенсионный счет его работодатель. Для этого и создается система гарантирования
сохранности пенсионных накоплений – чтобы гарантировать человеку хотя бы номинал
уплаченного взноса. «Такое решение – не есть хорошо, но обещать инвестиционный
доход на горизонте инвестирования в 30 или 10 лет не может ни НПФ, ни Пенсионный
фонд России, ни государство», - отметил Ростислав Кокорев. Посему система гарантирования
должна быть распространена как на пенсионные накопления, находящиеся в руках ПФР
(это средства так называемых «молчунов», то есть тех лиц, которые за годы проведения
пенсионной реформы не стали переводить свои деньги из Внешэкономбанка в руки частных
управляющих), так и нас средства на счетах частных пенсионных фондов.
Меняется и модель учета пенсионных средств застрахованных лиц. Законопроект предполагает,
что система гарантирования должна обеспечивать номинал средств на счете будущего
пенсионера не только на момент его выхода на пенсию, но и на момент смены им пенсионного
фонда – как ПФР на частные руки, так и при переходе из НПФа обратно в государственную
систему. При этом предполагается, что частота возможности смены пенсионного фонда
у человека будет снижена. Сейчас застрахованное лицо имеет право менять НПФы раз
в год, но правительство предлагает увеличить интервал смены фонда до трех или
даже до пяти лет. И вот на любой момент перехода из фонда фонд, если на счету
будущего пенсионера есть убытки, гарантийный фонд будет обязан «добить эту сумму
до номинала», отметил Ростислав Кокорев.
У законопроекта есть существенный изъян, и он заключается именно в том допуске,
что на момент перехода из фонда в фонд государство должно «добить сумму накоплений
до номинала», заявил на заседании экспертного совета генеральный директор Центра
экономического анализа «Интерфакс» Михаил Матовников. По его мнению, эта возможность приведет к тому, что самые активные физические
лица, участники пенсионной реформы начнут метаться из фонда в фонд всякий раз,
когда их фонд допустит убыток, стремясь собрать «все сливки» с рынка. «Разумный
человек станет пытаться за счет государства поймать все высокие пики цен (хаи)
фондового рынка, и будет прав – у него такая возможность есть, и она гарантирована
законом!», - уверен Матовников.
На это Ростислав Кокорев сообщил, что гарантированность перехода и «добивание
до номинала» - это не инициатива автора законопроекта в лице Минэкономики, а установка
вице-премьера правительства Игоря Шувалова, и это не обсуждается, а принимается к исполнению. Но именно во избежание частых
метаний, законопроект и предлагает снизить количество возможных переходов из фонда
в фонд, ограничив горизонт перехода 5 годами. Кокорев при этом еще и пояснил,
что надеется, что менять фонд человек сможет не раз в три года, а все же раз в
пять лет. «За пять лет рынок вполне может вырасти, убытки компенсируются. А человек
о своей обиде на плохое инвестирование средств успеет забыть», - пошутил он.
Гарантийным случаем «добивания до номинала» будет любой факт выхода любого человека
на пенсию. Это будет как пенсия по старости – пожизненная, как досрочный выход
на пенсию для отдельных категорий лиц, так и единовременная выплата в том случае,
если сумма пенсионных накоплений крайне мала, так и при инвестировании в пенсионные
выплаты средств материнского капитала.
Самый болезненный вопрос
Гарантийный фонд пенсионных накоплений, из которых и будет производиться «добивание
до номинала», законопроект предлагает сделать двухуровневым. Первый уровень –
это каждый НПФ должен сформировать внутри себя некий резерв. Второй уровень –
это общегосударственный фонд, которым управлять, по всей вероятности, и будет
Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Предполагается, что если хотя бы один
рубль средств обязательных пенсионных отчислений попали в негосударственный пенсионный
фонд, то он обязан платить отчисления в АСВ.
А вот тут и возникает самый болезненный вопрос – за счет каких средств будут
формироваться резервные фонды обоих уровней? Выходов несколько – или залезать
в карман застрахованных лиц, то есть формировать данный фонд непосредственно из
переводимых в ПФР работодателем социальных взносов, или из уставного капитала
самого НПФа, или из государственного кармана – непосредственно из бюджета или,
например, из фонда Национального благосостояния. Пока что законопроект предполагает,
что за свою страховку будет платить сам работающий гражданин, то есть средства
в резервный фонд будут «отщипываться» от взносов на индивидуальный лицевой счет
каждого человека – в том случае, если у управляющей компании (УК), которая размещала
средства НПФа, нет по итогам года доходов. Ну а если финансовый год прошел удачно,
то средства в гарантийный ход будут направляться от инвестиционного дохода каждого
конкретного НПФа.
Есть еще один тонкий момент в законопроекте – о ставках отчислений в резервный
фонд. Законопроект намеренно не обговаривает этот момент, полагая, что конкретные
ставки установит мегарегулятор финансового рынка, то есть Центробанк, подчеркнул
Ростислав Кокорев. Точно также было оговорено и в законе «О страховании вкладов»
- что конкретные суммы взносов оговариваются в подзаконных актах.
И тут разработчики закона допускают промах, считает Михаил Матовников. Он напомнил,
что АСВ, Минэк и Центробанк ждет повторение истории с принятием закона о страховании
вкладов, «когда Сбербанк пытался всем рассказать, что только он надежен, а все
остальные банки – шелупонь». При этом он оговорился, что необходимо учитывать
и тот факт, что теоретически может обанкротиться и сам Пенсионный фонд России
(ПФР) – даже учитывая то, что его управляющая компания – ВЭБ – инвестирует средства
в госбумаги. «Но может же государство отказаться от выплат по облигациям федерального
займа – ОФЗ? Может. И не надо говорить, что это нереально, отказалось же это же
государство в 1998 году платить по своим же облигациям – ГКО», - напомнил Матовников.
В этой ситуации не хватит никаких средств никакого гарантийного фонда для выплат
всем застрахованным. И в этой ситуации Ростилав Кокорев сослался на решения Игоря
Шувалова.
Общенациональный фонд страхования пенсионных взносов будет формироваться за счет
гарантийных отчислений НПФов, а в последствии – из собственных средств АСВ, которое
оно будет получать за счет реализации имущества взятых на санацию или обанкротившихся
НПФов. Со средствами бюджета, направляемыми в фонд страхования пенсионных накоплений,
дело обстоит так – в конечном итоге никакой государственный фонд не может обойтись
только лишь коммерческими деньгами, отметил Кокорев. «На тот случай, если подряд
к нам придут несколько плохих финансовых лет и будут съедены бюджеты НПФов и самого
АСВ, придется государству доплатить в фонд – из бюджета, или из других источников
– пусть уж решит само государство», - добавил он.
Что может помешать стабильности работы этой системы? Два фактора: или, как уже
было сказано, затяжной многолетний мировой финансовый кризис, или чисто российская
проблема - неверное исчисление количества лет дожития человека после его выхода
на пенсию. «Государство может столкнуться с тем, что наши пенсионеры будут улучшать
качество своей жизни и жить все дольше», - напомнил Ростислав Кокорев.
Ну и логично, что управлять средствами фонда должно какое-то государственное
агентство. Желательно, уже имеющее опыт работы по компенсационным выплатам, умеющее
работать с большим объемом претензий и большим объемом денег. «Круг подозреваемых
сужается – такими параметрами обладает только АСВ», - заявил Кокорев.
Генеральный директор АСВ Юрий Исаев отметил, что закон о гарантировании средств пенсионных накоплений нужен, но
надо всем участникам рынка помогать в его разработке, чтобы МЭР имел аргументы
на многочисленных совещаниях по доведению законопроекта «до ума» в правительстве.
А нужны ли вообще стране и пенсионной системе НПФы?
Отдельный вопрос заключается в том, что сегодня с обанкроченных НПФов нечего
взять, так как они некоммерческие организации, а при этом уже 8 НПФов ушли с рынка,
не попрощавшись и не оставив ПФРу даже реестра тех лиц, которые они обслуживали,
отметила на заседании совета представитель ПФР Вера Ремезова. И вообще, раз НПФы доверяют инвестирование пенсионных накоплений граждан управляющим
компаниям, не обязать ли их доплачивать средства в гарантийный фонд?
Минфин и МЭР сегодня обсуждают идею коммерциализации НПФов путем трансформации
их в акционерные общества, или в псевдо-паевые инвестиционные фонды, на манер
уже работающих на фондовом рынке ПИФов, отметил Кокорев. Соответствующий законопроект
может быть подготовлен в этом году.
«На сегодняшний день работа по подготовке законопроекта о коммерциализации НПФ
начата, и два первых варианта концепции законопроекта уже были представлены на
обсуждение рабочей группы при Минфине», - сказал он. Один из вариантов – это трансформация
НПФ в акционерное общество с сохранением общих принципов регулирования, которые
сегодня существуют. «Вопрос в том, кто станет акционерами этих фондов, и на основании
чего будут выдаваться акции. На основании того, что 20 лет назад какие-то люди
выступили учредителями НПФ и внесли какие-то небольшие вклады в уставное имущество
фонда? А тех людей и фирм, может быть, уже нет. Если эту проблему решить, то,
в общем-то, технически запустить такую реорганизацию не очень сложно. Но остается
вопрос - надо ли ее делать принудительной или надо для НПФ сохранить опциональность
- право выбора, существовать в коммерческой или некоммерческой форме», - считает
Кокорев.
По его словам, вторая концепция законопроекта - трансформация НПФ в некие псевдо-ПИФы
- менее проработана. Она подразумевает, что пенсионные накопления или пенсионные
резервы образовывают некий имущественный комплекс без статуса юридического лица,
находящегося в собственности застрахованных лиц или вкладчиков, а НПФ превращался
бы в какую-то помесь управляющей компании и администратора счетов. Эта идея может
быть интересна с точки зрения налоговых и психологических соображений для клиентов,
которым будет приятно осознавать себя собственниками. «Но при этом эта концепция
и морально тяжелее – если ты собственник своего пая, то уж о каком фонде гарантирования
сохранности средств в этом пае, да еще и с привлечением государственных денег,
может идти речь», - вздыхает Кокорев. Он полагает, что при эффективной работе
Минфина можно уже в 2013 году выйти на текст законопроекта по первой модели -
превращения НПФ в акционерное общество. «Но для реальной трансформации первых,
наиболее шустрых НПФ в акционерные общества, я думаю, нужен год - это самый минимум.
Более реально - 1,5-2 года», - считает Кокорев.
Негосударственный пенсионный фонд – ненужный участник в системе обязательного
пенсионного страхования, дестабилизирующий ее и увеличивающий затраты, полагает
заместитель председателя комитета Государственной Думы по финансовому рынку Дмитрий Савельев, член фракции ЛДПР. Он напоминает, что функция по ведению счетов застрахованных
лиц, как и раньше, выполняется в полном объеме Пенсионным фондом России. А функцию
по инвестированию НПФ передает частным управляющим компаниям - УК. Существующая
конфигурация отношений НПФ - управляющая компания в осуществлении инвестирования
фактически размывает ответственность за результат - пенсионные накопления аккумулируются
в НПФ, а центр принятия инвестиционных решений, которые формируют этот результат,
находится в управляющей компании. При этом гарантом возвратности в «обязательной»
системе остается государство, напоминает Савельев. Поэтому НПФы должны быть просто
устранен из работы пенсионной системы. При этом все опции, существующие в настоящее
время у граждан, и плюсы накопительной части трудовой пенсии сохранятся в полном
объеме, уверен депутат.
|