Минтранс предлагает направить средства пенсионных накоплений в проекты по строительству
дорог и развитию инфраструктуры. На вчерашней встрече с представителями банков,
страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов (НПФ) потребность сектора
в частных инвестициях до 2020 года была оценена в 5 трлн руб. Участники пенсионного
рынка располагают 1,5 трлн руб., но вложению этих средств в дороги препятствуют
экономика российского дорожного строительства и инвестиционное законодательство.
Правительство ищет новые пути для привлечения средств пенсионных накоплений в
государственные проекты. Вчера министр транспорта Максим Соколов провел деловой
завтрак с представителями строительных и транспортных компаний, а также негосударственных
пенсионных фондов, банков, фондов прямых инвестиций, страховщиков. Обсуждалась
проблема привлечения частных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры
и услуг.
Из материалов Министерства транспорта следует, что привлечение инвестиций является
для него одним из приоритетных направлений деятельности: состояние существующей
транспортной инфраструктуры характеризуется высоким уровнем износа. Так, например,
57% федеральных дорог не соответствуют нормативному состоянию. Инвестиционная
потребность составляет до 2020 года 7,3 трлн руб. бюджетного финансирования и
5,1 трлн руб.— частного.
В инвестициях заинтересованы многие компании. Так, государственная компания "Автодор"
(реализует долгосрочную инвестпрограмму по созданию опорной сети федеральных автомагистралей)
занимается привлечением инвесторов, в частности, через выпуск облигаций. ""Автодор"
самостоятельно привлекает заимствования. На сегодняшний день это облигационный
заем, выпущенный в конце 2011 года объемом 3 млрд руб.",— сообщили в пресс-службе
"Автодора". Доходность облигаций при размещении составила 10% годовых.
Участники финансового рынка также с вниманием отнеслись к предложениям Минтранса.
Только в НПФ, по предварительным итогам первого квартала 2012 года аккумулировано
около 800 млрд руб. накоплений и 750 млрд руб. резервов, и фонды давно хотят получить
новые возможности для инвестирования. По словам представителей крупных НПФ, которые
присутствовали на заседании, инвестирование в дорожные проекты может быть интересным.
Однако есть и возражения. "Стоимость дорожных проектов на начальном этапе и на
этапе завершения строительства порой разнится в два раза. Выгода таких вложений
весьма сомнительна",— отмечает руководитель НПФ из топ-10.
Препятствием для такого рода инвестирования могут быть и законодательные ограничения.
"НПФ не может осуществлять прямые инвестиции в проекты за счет средств пенсионных
накоплений, он может приобретать облигации. При этом облигации должны входить
в котировальный список А1, что усложняет инвестирование",— говорит исполнительный
директор НПФ "ВТБ Пенсионный фонд" Лариса Горчаковская. НПФ также могли бы инвестировать
в дорожные проекты через покупку паев закрытого паевого инвестиционного фонда,
но такие ЗПИФы должны будут пройти процедуру листинга.
Мария Яковлева