|
31.05.2012 Интервью с исполнительным директором НПФ «Телеком-Союз» Антоном Островским
– Сегодня на пенсионном рынке главной темой обсуждения является доработка выплатного
законодательства и старт выплат по ОПС. Как вы видите сложившуюся ситуацию?
– Решение проблем, связанных с выплатным законодательством, требует неотложного
и активного взаимодействия всех участников рынка: и органов законодательной власти,
и пенсионного сообщества, и регуляторов. Для этого необходимо создавать рабочие
группы при профессиональном сообществе и министерствах, которые будут решать не
только срочные и локальные задачи, но и рассматривать более глобальные вопросы.
Я понимаю позицию Минздравсоцразвития и Пенсионного фонда, которые пытаются сбалансировать
систему, учитывая непростую демографическую обстановку, увеличение продолжительности
жизни. Понятно и мнение профессионального сообщества. Нужно, чтобы деятельность
негосударственных пенсионных фондов была отрегулирована, существовали четкие и
выполнимые правила.
– Какой, по Вашему мнению, должна быть пенсионная система в России?
Если говорить о возможной будущей модели пенсионной системы – здравой идеей представляется
создание трехуровневой пенсионной системы. В рамках такой системы, в качестве
базового солидарно-распределительного элемента, государством должен гарантироваться
минимальный уровень пенсии по достижению пенсионного возраста. Формироваться этот
элемент должен за счет социального налога с установлением разумного порога налогообложения.
При этом при создании модели этого элемента нужно учитывать практический опыт
и знания не только ПФР, но и всего экспертного и профессионального сообщества.
Этот элемент должен стать фундаментом новой пенсионной системы России, благодаря
чему будет обеспечен минимальный уровень социальной защиты населения, построенный
с учетом не только стажевых коэффициентов, но и учитывающий такой важный аспект,
как количество воспроизведенных участников солидарной системы. Это не только позволит
ликвидировать стажевую гендерную дискриминацию, но и станет дополнительным и весьма
существенным стимулом повышения рождаемости.
Второй уровень – обязательные корпоративные пенсионные программы для предприятий
с численностью работников свыше 500-1000 человек. Для эффективного запуска корпоративных
систем необходим прямой налоговый стимул. В качестве оного из вариантов могло
бы стать снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда за счет гибкой ставки
социального налога. Для разработки типовых решений и условий обязательных корпоративных
пенсионных программ возможна разработка отраслевых стандартов с активной ролью
отраслевых профсоюзов.
Третий уровень будущей системы должен строиться на добровольных индивидуальных
пенсионных накоплениях. Для этого элемента нужен принцип «накапливай или потеряешь».
Это можно будет реализовать с помощью прямой налоговой льготы по НДФЛ или комбинацией
ее с другим налогом, например, на имущество. Получается, у граждан простой выбор:
или платить 13, 15, 17% подоходного налога, или иметь возможность уменьшить до
11-13% в рамках добровольного накопления. При этом реализация третьего уровня
пенсионной системы должна стать возможной в комбинации с корпоративными программами,
когда работник софинансируют свою будущую пенсию с предприятием. Убежден, что
реализация вышеописанной модели создаст реальный механизм формирования замещающего
дохода в пенсионном возрасте.
– Как должны размещаться пенсионные средства различных уровней?
По моему мнению, мы должны учитывать имеющийся мировой опыт, в том числе и устойчивость
различных моделей к кризисным моментам. Целесообразно двигаться по пути применения
стандартных или модельных инвестиционных портфелей, учитывающих основные риски
для различных возрастных групп населения. Я уверен, что российские управляющие
компании, имеющие существенный объем знаний и достаточно практического опыта,
смогут разработать соответствующие инструменты. Необходимо создать дополнительные
инструменты на основе банковских пенсионных счетов, которые крайне важны для банковской
системы и нужны потребителю-пенсионеру для получения гарантированного фиксированного
дохода на этапе последних лет накопления, а также на этапе выплаты пенсии. Это
создаст мощный длинный безотзывный ресурс, который позволит формировать политику
кредитования, в том числе ипотеки. Мы понимаем, что будут элементы общественного
договора. Ставка по такому депозиту будет отражать рыночные реалии – стоимость
ресурса. Например, доход будет сопоставим с инфляцией или ниже, но при этом молодое
поколение, в том числе и мои дети, будут иметь возможность получения ипотечного
кредита под разумный процент. И у банка будет для этого ресурс.
– Какие еще новые формы могут появиться на пенсионном рынке?
– Я думаю, что на базе крупнейших банковских пенсионных фондов будут развиваться
открытые рыночные негосударственные пенсионные фонды, которые могут быть востребованы
самозанятым населением для реализации своих прав в рамках добровольного пенсионного
накопления – третьего уровня - и малыми и средними предприятиями с численностью
работников менее 500 человек, которые будут иметь возможность, уменьшая налоговую
нагрузку по социальному налогу, запускать программы корпоративного пенсионного
страхования. Принцип «создай добровольно» или заплати повышенную ставку – также
может стать сильным мотиватором для бизнеса.
raexpert.ru
|