|
10.05.2011 Аферы с пенсионными вкладами (прим. Брокера: простим сленг дилетанта на фото, подготовившего материал)
В ПФР объясняют, что во всем виноваты недобросовестные агенты негосударственных
фондов, чьи заработки зависят от количества заключенных сделок. В том, как они
их проворачивают, и главное — как теперь вернуть средства, разбирался корреспондент НТВ Роман Соболь.
Говорят о новом виде мошенничества, якобы так негосударственные фонды уводят
клиентов и их деньги у государства. Цена вопроса велика. В различных пенсионных
фондах России сейчас проворачиваются 7,6 триллиона рублей, хорошие деньги. Но
доля частных фондов пока скромная, всего 137 миллиардов, или 18 % от рынка.
Чтобы получить больше средств, надо переманить к себе так называемых «молчунов»,
клиентов государственного фонда. Есть много честных способов, но в последнее время
все чаще появляются некие серые схемы.
Сергей Хистанов, управляющий директор компании «Финам»: «Свое веское слово, безусловно,
должны сказать правоохранительные органы. По сути, перевод накопительной части
пенсии в другой пенсионный фонд без желания гражданина — это типичное мошенничество.
И ответственность за это правонарушение должно наступать в соответствии с действующим
законодательством».
В действительно все не так просто. Вроде бы мошенничество, деньги ведь переведены
без спроса клиента. Но кого привлекать к ответственности и за что?
Николай Козлов, заместитель председателя правления Пенсионного фонда РФ: «Ни
о каких потерях граждан в данном случае речь не идет, потому что просто изменяется
способ управления пенсионными накоплениями».
Вот и в прокуратуре отказываются принимать заявления о мошенничестве, ведь нет
материального ущерба, а значит, нет состава преступления.
Николай Козлов: «Наши органы не считают это правонарушение тяжелым, и соответственно,
делается это неохотно».
Но пострадавшие
все-таки есть. Это негосударственные пенсионные фонды. Стараясь привлечь как можно больше
клиентов, они сами попались на удочку мошенников.
Слабое звено — это частные агентства, вербующие новых клиентов для негосударственных
пенсионных фондов. За каждого нового клиента агентство получает вознаграждение,
и у них, вероятно, возникает соблазн пойти самым простым путем.
Всевозможные базы данных можно найти на пиратских дисках. Остается заполнить
липовое заявление о переводе средств от имени ничего не подозревающего человека
и отнести его в пенсионный фонд. Личное присутствие граждан при такой операции
не обязательно, и средства легко перекочевывают со счета государственного пенсионного
фонда на счета фонда частного.
Вся эта история еще раз дает повод к разговорам о несовершенстве и запутанности
пенсионного законодательства России. Чтобы закрыть эту лазейку, возможно, придется
менять порядок приема заявлений от граждан. А некоторые негосударственные фонды,
втянутые в скандал, могут лишиться изрядной части своих клиентов.
Так что же делать гражданам? Можно оставить все как есть. Ну, перевели деньги
из одного фонда в другой. Авось, повезет. Можно попытаться найти правду в судах,
разбираться с пенсионными фондами. Хлопот это, конечно, добавит, зато справедливость
будет восстановлена.
|