|
10.05.2011 Свежие нефтедоллары уже поделены
Правительство готово к первой в этом году правке закона о федеральном бюджете:
в Госдуму внесен законопроект, меняющий все основные параметры госказны. Минфину,
несмотря на приближение парламентских и президентских выборов, удалось уберечь
от распределения три четверти ожидаемых дополнительных доходов — 1,1 трлн руб.
из 1,46 трлн руб. Большая часть средств, которые Белый дом все же решил потратить,
будут израсходованы по статьям бюджета, связанным с социальной политикой. Крупнейшим
из получателей допдоходов бюджета будет Пенсионный фонд.
Правка действующего трехлетнего бюджета касается расходов и доходов 2011 года
и не меняет довольно условных показателей 2012-2013 годов — в условиях макроэкономической
неопределенности делать это бессмысленно. Изменение же текущих параметров вызвано
необходимостью поделить 1,459 трлн руб. дополнительных доходов, ожидаемых в 2011
году, в первую очередь из-за высоких цен на нефть — $105 за баррель в среднем
по году вместо прежних $75. Из-за этой прибавки доходную часть госказны предложено
увеличить с 8,844 трлн руб. до 10,303 трлн руб. Расходы при этом вырастают не
соответственно доходам, а значительно меньше, на 364 млрд руб. — с 10,658 трлн
руб. до 11,022 трлн руб.
Остающиеся нерасходуемые 1,095 трлн руб. пойдут на закрытие дефицита бюджета
и пополнение резервного фонда. Дефицит по замыслу Минфина в 2011 году останется,
но сократится с ранее утвержденных 3,6% до 1,3% ВВП (до 719 млрд руб.). Для закрытия
сузившийся дыры в госказне ранее планировавшиеся внешние кредиты правительству
уже не понадобятся — оно обойдется заимствованиями на внутреннем рынке. Не станет
Минфин залезать и в резервный фонд, спасший бюджет от коллапса в 2009-2010 годах.
Поддержанная Владимиром Путиным минфиновская идеология использования допдоходов
заключается в том, что на новые траты можно использовать лишь так называемые ненефтегазовые
деньги. Впрочем, из-за обильности розданных премьером и президентом в последние
месяцы обещаний до конца соблюсти этот принцип не удалось. По подсчетам Минфина,
из 1,459 трлн руб. допдоходов ненефтегазовые составят 321 млрд руб. На расходы
же будет пущено несколько больше — 364 млрд руб. Изымаемые из нефтяных доходов
43 млрд. руб. "в виде исключения" (такую формулировку дал, выступая в Госдуме,
премьер) направляются на создание фонда прямых инвестиций, посредством которого
Белый дом предполагает завлечь иностранных инвесторов в РФ. Отметим, что выделение
ненефтегазовых доходов весьма условно, ведь в них "интегрированы" другие налоги
(на прибыль, НДС и пр.), которые добывающие компании вносят в бюджет вместе с
нефтегазовыми платежами (НДПИ и вывозные пошлины).
Согласно законопроекту, дополнительные 364 млрд руб. расходов по разделам бюджета
разойдутся следующим образом. Наибольшая прибавка у раздела "Социальная политика"
— 202 млрд руб. Далее следуют разделы "Национальная экономика" — 73 млрд руб.,
"Межбюджетные трансферты" — 45 млрд руб., "Образование" — 34 млрд руб., "Общегосударственные
вопросы" — 19 млрд руб. Разделу "Национальная оборона" достанутся дополнительные
15 млрд руб., "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" —
14 млрд руб.
По другой, более понятной разбивке — по конкретным направлениям расходов — можно
выделить резервирование 74 млрд руб. для Пенсионного фонда на возможное проведение
второй индексации пенсий. 14 млрд руб. предназначено на жилье ветеранам, 11 млрд
руб. — на индексацию зарплат бюджетников с 1 октября 2011 года. По линии "поддержка
экономики" проходит выделение 82 млрд руб. на компенсацию потерь Пенсионного фонда
из-за случившегося в конце прошлого года внезапного снижения ставок страховых
взносов для части малого бизнеса. 63 млрд руб. выделяются на фонд прямых инвестиций,
20 млрд руб. — на ремонт школ, 14 млрд руб. — на кредит бюджетной поддержки Белоруссии
по линии антикризисного фонда ЕвраАзЭС.
Госдума не намерена затягивать с принятием законопроекта. Верный принципу "ничего
не трогать в бюджете" совет Госдумы намерен дать бюджетному комитету палаты три
рабочих дня на подготовку проекта к первому чтению (до 13 мая). Это значит, что
документ может быть принят на пленарном заседании 17-18 мая, возможно, сразу в
трех чтениях.
Вадим Вислогузов
kommersant.ru
|