НПФ в погоне за деньгами «молчунов» готовы пожертвовать рентабельностью своего
бизнеса. За последние годы размер среднего счета у большинства крупных фондов
снижался, при том что объем рынка вырос в несколько раз. Самое низкое качество
клиентской базы оказалось у фондов, привлекших наибольшее число клиентов.
Как показывает исследование, проведенное аналитиками портала pensiamarket.ru,
в прошлом году рынок обязательного пенсионного страхования (ОПС) показал очередной
рекорд: фондам удалось собрать 3,9 млн заявлений от граждан, решивших перевести
свои пенсионные накопления из ВЭБа. Лидером стал НПФ «Норильский никель», собравший
с рынка 562 тыс. заявлений «молчунов». Однако по сравнению с 2009 годом размер
среднего счета у фонда вырос незначительно — с 16,9 тыс. до 20,8 тыс. руб.
У некоторых фондов, активно привлекавших клиентов на рынке ОПС, наблюдалось снижение
суммы среднего счета. В частности, в прошлом году по сравнению с 2009 годом этот
показатель снизился у НПФ «КИТ Финанс» и НПФ «ВТБ». Отметим, что НПФ «КИТ Финанс»
стал одним из наиболее активных фондов в прошлом году: фонд заключил агентский
договор с сетью «Связной», что позволило ему привлечь более 400 тыс. договоров
по ОПС.
Вместе с тем наиболее качественной клиентской базой (об этом как раз главным
образом можно судить по размеру среднего клиентского счета) обладают фонды, которые
не ведут активных продаж на рынке, в основном это кэптивные НПФ или фонды, у которых
есть материнский банк с крупной сетью. Лидером рэнкинга стал НПФ «Райффайзен»,
строящий свою работу с клиентами в основном через отделения Райффайзенбанка. Также
в числе лидеров по размеру счета оказался и НПФ Сбербанка, по словам президента
которого Галины Морозовой, почти 100% клиентов было привлечено через отделения
Сбербанка. «Это не говорит, что мы кэптивный фонд. В прошлом году мы привлекли
с рынка 240 тыс. граждан», — говорит г-жа Морозова.
«Если в 2009 году мы работали исключительно с сотрудниками группы ВТБ, у которых
сравнительно высокая и стабильная зарплата, то в прошлом году начали выходить
через сеть ВТБ24 в регионы, где доходы у людей ниже», — говорит исполнительный
директор НПФ «КИТ Финанс» Лариса Горчаковская. Поэтому, по ее словам, у фонда
начал снижаться размер среднего счета.
По словам директора по развитию pensiamarket.ru Ильдара Канафеева, сейчас некоторые
розничные фонды для увеличения среднего счета поднимают мотивацию по агентским
вознаграждениям, делая привязку к размеру накопительной части пенсии. «В этом
случае фонд платит больше среднего, но за хорошие счета», — говорит г-н Канафеев.
Он считает, что на подобную систему оплаты постепенно перейдут многие розничные
фонды.
Лариса Горчаковская согласна, что такая система работы с агентами может оказаться
более эффективной. «Но возникает вопрос, как фонд будет показывать агенту информацию
о счете клиента, на основе которой была рассчитана премия, — это ведь запрещено
законом о защите персональных данных №152-ФЗ», — недоумевает г-жа Горчаковская.
Поэтому, по ее мнению, фондам будет более выгодно работать с банковским сетями
или постоянными агентами.
Альберт Кошкаров
rbcdaily.ru