На главную. Ваш Пенсионный брокер Вернуться на главную страницу    



























  Новости
20.05.2011 КОМУ ВЫГОДНО ПРОВЕДЕНИЕ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ?

Пенсионная реформа почти готова. Вице-премьер Сергей Тигипко обещает в ближайшее время представить ее окончательный вариант. И надеется, что парламент проголосует за документ уже в июне. Вот только эксперты убеждены, что правительство опять наступит на теже грабли, что и с налоговой реформой. Ведь преобразования, касающиеся миллионов граждан, поспешно не делаются. И уже тем более не под давлением МВФ в обмен на его миллиарды. 

Повышать пенсионный возраст бессмысленно 

Пенсионная реформа предполагает постепенный переход к трехуровневой пенсионной системе. Первый уровень – это солидарная система, которая действует сейчас, только в реформированном виде. Это означает, что каждый гражданин, при достижении определенного возраста, гарантированно получит минимальную пенсию. 

Второй уровень – это система обязательного пенсионного страхования в пенсионных фондах. Выбираются пенсионные фонды, в которые перечисляются деньги – в зависимости от версии реформы – либо непосредственно человеком-плательщиком, либо компанией, которая платит ему зарплату, либо на паритетной основе.

И третий уровень – это добровольное негосударственное пенсионное страхование. Человек сам для себя выбирает, с какой компанией он работает и на свой страх и риск формирует свои пенсионные сбережения.

Кроме того реформа предполагает повышение пенсионного возраста для женщин в течение 10 лет. Чтобы заработать минимальную пенсию стаж должен составлять не менее 15 лет. Выйти на заслуженный отдых можно будет и раньше, но с определенными финансовыми потерями.

"Нужно очень мягко переходить к вопросу возможного увеличения пенсионного возраста, - отметил  первый заместитель директора Института стратегических исследований Ярослав Жалило. По нашим расчетам, повышения пенсионного возраста дает настолько незначительный фискальный эффект, что обосновывать это необходимостью снижения дефицита пенсионного фонда  просто несерьезно".

По мнению экономистов, повышение пенсионного возраста – самый простой путь, но в тоже время малоэффективный. Пока что власть выбирает именно его и не ищет альтернатив.

"МВФ предложил увеличить возраст людей, уходящих на пенсию. Но можно было дискутировать с кредитором, что есть другие источники доходов Пенсионного фонда. Этих источников много у нас в стране, в частности, неучтенные прибыли и доходы, за счет которых можно было бы компенсировать нехватку средств в Пенсионном фонде. Необязательно через фонд заработной платы финансировать ПФ. К сожалению, компетенция в этой дискуссии не была на должном уровне, и Кабмин молча принял эти обязательства. Дальше не было никаких альтернатив и поэтому МВФ стоит на своем", - считает президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой.

Реформа нужна. Но какая?

Необходимость проведения пенсионной реформы никто не оспаривает. Ведь размеры пенсий на грани выживания. Около 8,5 млн. граждан получают менее 1 тысячи гривен пенсии. Это меньше 100 евро. Притом, что уровень наших цен давно сравнялся со странами ЕС. 

"Наш пенсионный фонд один из самых неэффективных. Приблизительно 18% нашего ВВП тратится на содержание пенсионной системы. Таких показателей нет практически ни в одной стране мира. Нагрузка на пенсионный фонд колоссальная. Один работающий фактически содержит одного пенсионера. Вот почему кажутся разумными идеи по поводу реформирования пенсионной системы", подчеркивает исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.

В тоже время эксперты утверждают, что реформу нужно начинать с роста доходов граждан. Логика проста: чем больше заработал, тем больше перечислил в пенсионный фонд. Но для этого нужно изменить законодательство. Ведь сегодня, с доходов свыше 14400 грн. в пенсионный фонд не платится ни копейки. В результате выходит парадокс: высокооплачиваемые чиновники в общую пенсионную копилку ничего не вносят, зато, выйдя на пенсию, будут получать в разы больше всех остальных. 

"Нужно ликвидировать льготы по отчислению в пенсионный фонд. Ведь сегодня в законе есть ограничение, что свыше определенной суммы дохода не уплачивается в пенсионный фонд. Так быть не должно. Нужно уплачивать со всех доходов", объясняет Ярослав Жалило.

Также, по подсчетам экономистов, выведение украинского бизнеса из тени добавит в доходную часть пенсионного фонда около 60 млрд. гривен. Но кампанию по "отбеливанию" экономики нужно проводить не репрессивными методами, а реальным снижением налоговой нагрузки.

"У нас начисления на фонд оплаты труда, по отношению к средней зарплате, достигают 55%, отметил в интервью журналу "Главред" заслуженный экономист Виктор Суслов. Среди развитых стран нигде нет таких показателей, я даже не знаю, есть ли у кого-то в мире. В Европе самые высокие уровни начисления на заработную плату, если считать по аналогичным методикам, - в Бельгии и Германии. Там порядка 41-42%. Но при этом у них, что разумно, и это надо было бы позаимствовать, - разные шкалы для разных категорий граждан. Самые высокие ставки начислений на зарплаты - для холостяков без детей.В Чехии начисления на зарплату одинокой женщины с двумя детьми составляют всего 4,4%, в Новой Зеландии - 0,6%. Промежуточные начисления будут для супружеской пары без детей - надо ж как-то стимулировать людей к созданию семьи! Плюс ставки снижаются за каждого ребенка. То есть работодателю в Чехии выгодно взять на работу женщину с двумя детьми, пусть даже дети будут болеть, а мать - уходить на больничный, но зато он будет платить не 22% начислений, а всего 4,4%. То есть у них начисления - это инструмент социальной политики, а у нас об этом даже не думают. В среднем, в Европе начисления на заработную плату - 20-25%, и это то, что люди платят. И у нас платили бы. Вот достойная тема для реформы!".

Способов реформирования пенсионной системы, не вызывая при этом огромного социального напряжения, множество. Достаточно изучить мировой опыт. Но вот поспешность власти в проведении реформы, манипулирование цифрами, и прикрывание своих действий требованиями МВФ, наталкивают на мысль, что кто-то очень заинтересован именно в таком сценарии развития событий.

"В этом законопроекте заложена взрывчатка, - на днях заявила экс-премьер Юлия Тимошенко. Они планируют, чтобы эти взносы шли не в государственный Пенсионный фонд, а в специальные пенсионные фонды, которые создаются приближенными к действующей власти людьми, по сути, теневыми бизнесменами. И когда придет время получать вам пенсии, то вам расскажут, что они, к сожалению, обанкротились, их просто нет, как это было с трастами. В этом заключается опасность".

Как бы там ни было, пока суть реформы порождает больше вопросов, чем ответов. И судя по заявлениям властей, отвечать на эти вопросы и давать какие-либо разъяснения, никто не собирается. По крайней мере, никакого всенародного обсуждения реформы не планируется.
 


 
Яндекс цитирования src=http://counter.rambler.ru/top100.cnt?650876Rambler's Top100
© 2003-2014 «Ваш Пенсионный Брокер»
e-mail: «отправить сообщение»
Мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов статей, опубликованных на сайте.
При цитировании  информации гиперссылка на сайт Ваш Пенсионный Брокер  обязательна.