|
23.05.2011 Пенсии: как избежать мошенничества
Несмотря на заметный общественный резонанс, масштабы проблемы я бы назвал преувеличенными.
Если обратиться к статистике, можно увидеть, что в 2005-2008 годах в Пенсионный
фонд поступило около пяти тысяч письменных обращений граждан в связи с незаконным
переводом их средств. По итогам 2009 года этот показатель составил 900. Сегодня
ПФР заявляет о 3,5 тыс. жалоб. Но если оценивать этот показатель в процентном
соотношении к общему количеству переходов людей в негосударственные фонды за год,
то цифра 2010 года будет ненамного выше аналогичных показателей предыдущих лет.
Для застрахованных, чьи пенсионные накопления были переведены без соответствующего
заявления в один из негосударственных фондов, ситуация, безусловно, неприятная
и требует серьезного разбирательства со стороны ПФР. Но в соответствии с действующим
законодательством даже в случае неправомерного перевода пенсионных накоплений
эти средства не пропадают и по-прежнему находятся на индивидуальном лицевом счете
застрахованного лица. Для возврата пенсионных накоплений человеку необходимо обратиться
с заявлением в территориальное отделение Пенсионного фонда либо в тот негосударственный
фонд, клиентом которого он являлся.
К числу «пострадавших» можно отнести и негосударственные пенсионные фонды, которые
в результате действий недобросовестных агентов потеряли часть своих клиентов.
Сложившаяся ситуация еще раз подчеркивает важность внедрения самими фондами технологий
и процедур, позволяющих минимизировать попытки мошенничества по отношению к их
клиентам.
Инструменты, позволяющие людям защищать и контролировать свои пенсионные накопления,
уже есть и успешно применяются некоторыми фондами. Например, при заключении договора
с нашим фондом мы предоставляем каждому клиенту пластиковую карту для доступа
в свой «Личный кабинет» на сайте. Через него человек в режиме реального времени
может следить за поступлением денежных средств на свой индивидуальный лицевой
счет и начислением инвестиционного дохода.
По закону Пенсионный фонд и негосударственные фонды должны ежегодно информировать
застрахованных лиц о состоянии их пенсионных счетов. Но, как показывает практика,
рассылка «писем счастья» — недостаточная мера для того, чтобы человек мог следить
за состоянием своего пенсионного счета и контролировать свои накопления. Все больше
фондов дополнительно информируют клиентов о любых действиях, связанных с их пенсионными
счетами — будь то поступление пенсионных средств из ПФР, начисление инвестиционного
дохода, зачисление добровольных взносов, сделанных будущими клиентами в рамках
программы софинансирования. Это может быть регулярная sms-рассылка, информация
по телефону, e-mail или почтовое уведомление.
Повышение уровня клиентского сервиса и технологической оснащенности негосударственных
пенсионных фондов, безусловно, важно. Но также очевидно, что для повышения защищенности
пенсионных накоплений людей необходимы и коррективы в пенсионном законодательстве
в части регулирования перехода граждан в недобросовестные НПФ. Нужно ужесточать
требования к недобросовестным фондам и агентам, что повысит качество рынка обязательного
пенсионного страхования.
Евгений Якушев
|