|
26.05.2011 Граждане могут остаться без пенсионных накоплений
Не секрет, что в последнее время многие пенсионеры возмущены тем, что их пенсионные
накопления «перекочевывают» из государственного пенсионного фонда в коммерческие.
При этом ни для кого не секрет, что доверие граждан к негосударственным фондам
в России сведено практически к нулю. Поэтому факт того, что деньги могут попросту
исчезнуть со счета, тревожит многих наших сограждан. Причем, на первый взгляд,
перевод средств производится с ведома самого ПФ, но при этом смена «держателя
денег» ничем не подкрепляется: ни личным присутствием пенсионера, ни его подписями,
ни его письменным согласием. Таким образом, общество защиты прав потребителей
просит Генеральную прокуратуру РФ провести проверку правомерности действий ПФ
и привлечь к ответственности виновных лиц, причастных к незаконному переводу средств
пенсионных накоплений из ГУК ВЭБ (это управляющая компания «Внешэкономбанк», от
имени государства управляющая средствами пенсионной системы) в негосударственные
пенсионные фонды.
В Общество защиты прав потребителей поступило более ста жалоб с просьбами разобраться
с мошенническими методами ведения работы, так как все случаи несанкционированного
перевода пенсионных накоплений в тот или иной НПФ проводились без присутствия
гражданина, нужные для перевода документы были сфальсифицированы, а подписи на
заявлениях были подделаны.
Сам Государственный пенсионный фонд признает, что подобная проблема действительно
существует — туда заявления от жертв подобного мошенничества поступают в огромном
количестве. На сегодняшний день зафиксировано более 5000 жалоб от граждан. Больше
всего жалоб поступает на негосударственные пенсионные фонды «Ренессанс - жизнь
и пенсии», «Норильский никель» и «Благосостояние». К сожалению, ПФ не собирается
расследовать создавшуюся ситуацию и заниматься вопросами возврата финансов из
негосударственных фондов.
Самое парадоксальное, что «виноватых» нет. Так получается, что деньги в любом
случае переводятся — при этом не требуется ни присутствия владельца накопительной
части, ни нотариально заверенной доверенности от него, ни проверки информации
о нем, но в то же время отменить уже совершенную незаконную процедуру — тоже невозможно.
То есть все понимают, что перевод средств вне закона, а сделать что-либо практически
нереально. В результате в ПФ обманутым гражданам только предлагается написать
заявление на перевод денежных средств обратно. Но, с другой стороны, как можно
дать обратный ход процедуре, о которой клиент даже и не догадывался? Ведь это
не ошибка добросовестного гражданина, и он не просил перевести его средства в
НПФ...
Но негосударственные пенсионные структуры своей вины тоже, как ни странно, в
этой ситуации не видят. Они считают, что во всем виноваты «ушлые» агенты, которые
нанимаются со стороны, и их стремление совершить как можно больше сделок с гражданами
(так как они живут на проценты от совершенных контрактов) приводит к тому, что
подписи подделываются, а документы прилагаются липовые. Представители НПФ искреннее
считают, что агенты идут на откровенный подлог в работе с клиентами. Но любой
человек может догадаться, что сами НПФ заинтересованы оборотах и работе своих
агентов, пусть даже и мошеннической. Поэтому, предполагает ОЗПП, можно предположить,
что негосударственные фонды сами «являются соучастниками в данных мошеннических
схемах и выгодоприобретателями от подобной практики».
Поэтому Общество защиты прав потребителей рекомендует настороженно отнестись
к тем НПФ, на которые поступает большое количество жалоб от граждан — таким фондам
нельзя доверять. Кроме этого, ОЗПП рекомендует потребителям проверить свои лицевые
счета в пенсионном фонде, где лежат их пенсионные накопления. Для этого Общество
защиты прав потребителей даже выпустило специальную инструкцию, благодаря которой
можно проверить, все ли «сбережения на месте». Итак,
1. Обратиться к инспектору в территориальное отделение Пенсионного фонда Российской
Федерации с паспортом и карточкой пенсионного страхования и убедиться в том, что
ваши пенсионные накопления все еще находятся «на месте».
2. Если пенсионные накопления переведены без вашего согласия в негосударственный
пенсионный фонд, обратиться с заявлением в данное территориальное отделение Пенсионного
фонда РФ с просьбой предоставить копии подписанных Вами документов.
3. При получении на руки заявления о передаче пенсионных накоплений с поддельной
подписью и установления факта подделки подписи, обратиться в ОВД для возбуждения
уголовного дела по факту мошеннических действий.
4. Написать заявление в ПФ о возврате денежных средств.
Наталия Сячина
fintimes.km.ru
|