|
31.05.2011 Пять причин завести себе корпоративный пенсионный план
Борьба за таланты
В последнее десятилетие рынок труда в нашей стране за вычетом, пожалуй, полутора
кризисных лет (конец 2008 г. – 2009 г.) был и остается рынком соискателя. Этому
способствуют множество факторов: и экономический рост, требующий все больше квалифицированного
персонала, и сокращение численности работоспособного населения, и невысокая квалификация
молодых специалистов. Так или иначе проблема поиска и удержания ценных кадров
была и остается актуальной. С другой стороны, за это время рынок труда проделал
огромный путь от зарплат в конвертах и отсутствия какихлибо социальных гарантий
к легализации оплаты труда и дополнительным социальным программам. Почувствовав
вкус к увесистым соцпакетам, большинство профессионалов отошло от некогда преобладавшей
логики «платите мне достаточную зарплату, а я сам куплю себе все, что нужно».
Теперь, взвешивая предложения о работе, они рассматривают сравнительные достоинства
пакетов дополнительного медицинского страхования (ДМС) и замеряют на Google Maps
расстояние от дома до нового офиса. В таких условиях наличие корпоративной пенсионной
программы может стать тем самым преимуществом, которое привлечет нужного ценного
специалиста.
Успеваем вовремя
По данным различных источников, на 2010 г. не более 16–18% работающих на территории
России компаний внедрили у себя корпоративные пенсионные программы (в 2007 г.
этот показатель составлял около 13%). Запуская корпоративную пенсионную программу
(КПП) сейчас, компания получает реальное конкурентное преимущество, выделяющее
ее на рынке труда, и попадает в авангард социально ответственных желанных работодателей
(employers of choice). Пройдет несколько лет – и корпоративная пенсия станет такой же
рядовой составляющей соцпакета, как ДМС, и заводить ее придется уже волей-неволей,
чтобы не отстать от конкурентов. Сейчас затраты на КПП оправдываются не только
ростом мотивации сотрудников и снижением текучести, но и солидным репутационным
бонусом. Еще один момент: на пенсионном рынке идет борьба за корпоративных клиентов,
острота и накал которой определяются не таким большим (пока) количеством последних.
Из этого следуют более выгодные условия и индивидуальный подход. Когда КПП станет
массовым продуктом – а этот день уже не за горами – и спрос подтянется к предложению,
столь трепетного отношения к клиентам уже не будет.
ОПС и программа государственного софинансирования пенсии для сотрудников
Негосударственный пенсионный фонд не только помогает компании организовать и администрировать
корпоративную пенсионную программу. Специалисты фонда могут бесплатно проконсультировать
сотрудников по другим вопросам пенсионного обеспечения – обязательному пенсионному
страхованию (ОПС), софинансированию трудовой пенсии, помогут оформить необходимые
документы. И фонду прямая выгода, и мотивация сотрудников укрепляется.
Cправка
- Каптивный фонд – НПФ, клиентская база которого сформирована преимущественно за счет работников
крупной компании-учредителя.
- Рыночный фонд – НПФ, привлекающий клиентов с открытого рынка.
- Вестинг – момент получения сотрудником права распорядиться накопленными за счет взносов
компании-работодателя средствами.
Формируем привязанность
В стандартной схеме КПП существуют как минимум два фактора, стимулирующих сотрудников
сохранять трудовые отношения: входные требования по минимальному стажу работы
в компании, чтобы получить право на участие в КПП, и срок до так называемого вестинга –
момента получения сотрудником права распорядиться сбережениями, созданными за
счет взносов работадателя и инвестиционной деятельности фонда.
«Золотой пинок» и «золотые наручники»
На первый взгляд эти сленговые выражения кажутся странными, что часто бывает
с английскими метафорами при дословном переводе. На самом деле они означают меры
экономического свойства, направленные на то, чтобы ускорить или, напротив, оттянуть
момент, когда работник покинет компанию, в том числе за счет выхода на заслуженный
отдых. Таким образом, в умелых руках КПП становится универсальным инструментом,
помогающим не только привлекать и мотивировать сотрудников, но и цивилизованно
решать вопросы омоложения кадрового состава.
Пять критериев выбора НПФ
Что вы покупаете у фонда – надежность, доходность или сервис?
Не следует забывать про специфику пенсионных продуктов – их назначение, прежде
всего, заключается в том, чтобы сохранить пенсионные накопления. Подавляющее большинство
корпоративных пенсионных программ в России сегодня действуют по схеме «1 + 1»,
когда на каждый рубль, вносимый работником, работодатель «отвечает» своим рублем,
поэтому основной «доход» – 100% годовых – сотрудники получают от участия компании.
Одна из главных задач НПФ – обеспечить максимальный сервис как для компании (администрируя
денежные потоки, инвестируя средства, ведя учет и контроль участников и т.д.),
так и для ее работников – участников КПП (предоставляя оперативную и точную информацию
о состоянии пенсионного счета, отвечая за сохранность средств и получения инвестиционного
дохода по ним, помогая оформить социальный налоговый вычет).
Рыночный или каптивный?
Бытует мнение: чем больше (по размеру активов под управлением, по количеству
участников) негосударственный пенсионный фонд, тем он надежнее. На самом деле
прямой связи нет. На нынешнем этапе развития пенсионной системы в России самыми
крупными фондами являются так называемые каптивные – учрежденные добывающими,
промышленными, инфраструктурными или финансовыми гигантами в первую очередь для обслуживания
собственных сотрудников. Не секрет, что зачастую сотрудников компаний-учредителей
просто «кооптируют» в такие фонды, не спрашивая согласия. Конечно, поддержка мощного
учредителя – это существенный фактор, но на деле клиент фонда в редких случаях
может почувствовать его влияние. Оборотная сторона медали – отсутствие необходимости
бороться за клиента и прежде всего руководствоваться его интересами. Противоположностью
каптивным являются так называемые рыночные фонды, привлекающие клиентов с открытого
рынка – за счет как розничных программ, так и корпоративных.
Рейтинги
Репутация рейтинговых агентств сильно пострадала в ходе мирового финансового
кризиса, тем не менее их позиции по-прежнему сильны. Сам факт того, что фонд обратился
в рейтинговое агентство – а значит, раскрыл значительный объем информации о себе,
своих активах, показателях, – говорит о многом. В настоящее время рейтинг российских
НПФ определяется двумя агентствами – «Эксперт РА» и Национальным рейтинговым агентством.
Так что рейтинговая оценка вполне может служить дополнительным преимуществом фонда –
только не стоит возводить ее в абсолют.
Лишней информации не бывает
Очевидно, что, несмотря на свой особый правовой статус, негосударственные пенсионные
фонды живут по законам рынка и хотят привлечь новых клиентов и увеличить объем
продаж. Тем не менее каждый уважающий себя представитель НПФ вряд ли начнет с этого,
а расскажет о пенсионной системе, существующих способах организовать корпоративный
пенсионный план, их плюсах и минусах и только затем перейдет к описанию продуктов
собственного фонда. Так компания-клиент может получить ценную дополнительную информацию,
а чем охотнее НПФ такую информацию предоставляет, тем больше доверия он вызывает.
О конкурентах – хорошо или ничего
Если представитель НПФ рассказывает о преимуществах фонда, попутно очерняя конкурентов,
уважения он вряд ли заслуживает. Профессионал не обязан любить конкурентов, но он
ценит свою репутацию, придерживается цеховой этики поведения и никогда не станет
добиваться дешевой популярности таким способом. Можете пойти на маленькую провокацию,
задав невинный вопрос: «Чем ваш фонд лучше конкурентов?» или «Правда, что НПФ
«Х***» уличен в растрате?» Важно даже не что, а как вам ответят.
Ваш Пенсионный Брокер
(по информации фонда)
|