|
23.04.2013 Заморозка пенсий
Следуя логике, которой, казалось бы, должны руководствоваться инициаторы пенсионной
реформы, цель ее должна состоять в том, чтобы повысить пенсии, которые в нашей
стране по-прежнему не дотягивают до уровня 40% средней зарплаты. Однако на самом
деле предложения Министерства труда и социальной защиты рассчитывать пенсии по
новой формуле сводятся к тому, чтобы заморозить пенсии нынешним пенсионерам, занизить
их тем, кто будет выходить на пенсию в ближайшем будущем, а разнообразные блага
и высокие пенсии пообещать будущим поколениям, заведомо зная, что к моменту их
выхода на пенсию пенсионная система еще несколько раз изменится.
Таким образом, эти предложения не только не решат многочисленных проблем, существующих
сегодня в пенсионной системе, но и породят новые разночтения и противоречия. Суть
предложений в следующем: сохраняется деление пенсии на три составляющие — базовую,
страховую и накопительную, при этом базовая часть пенсии составляет 3495 руб.
и платится из федерального бюджета. Предлагается отказ от выплаты базовой части
пенсии работающим пенсионерам. Пенсия работающим пенсионерам начисляется, фиксируется
и дальше не увеличивается. Увеличивается в 1,4 раза предел, с которого начисляются
страховые взносы. Также планируется увеличить стаж, необходимый для получения
пенсии, с 5 до 15 лет и осуществить переход к балльной системе, которая существовала
до 2002 года, только в еще более запутанном виде.
К чему все это приведет? Во-первых, пострадают работающие пенсионеры. По действующим
правилам чем больше пенсионер работал, тем больше у него могла быть и пенсия,
которая также ежегодно индексировалась. По новой схеме пенсионный возраст — как
шлагбаум, когда пенсия фиксируется и больше не увеличивается. До 2002 года по
113-ФЗ пенсия работающим пенсионерам уже выплачивалась не в полном объеме. С большим
трудом мне удалось отстоять возможность получения полной пенсии для работающих
пенсионеров, и это буквально единственный плюс, который я могу отметить, оценивая
реформу 2002 года.
Таким образом, ликвидируется единственное преимущество нынешней пенсионной системы
— полная пенсия работающих пенсионеров и ее ежегодный перерасчет. Если дальнейшая
работа вновь не будет влиять на размер пенсий, то пенсионеры не будут производить
отчисления страховых взносов. Появится теневая занятость. Ни к чему хорошему это
не приведет, просто люди массово начнут увольняться либо будут работать без оформления.
Это может серьезно отразиться на бюджетниках — учителях, воспитателях, нянечках.
Разработчики заново «придумали» то, что было раньше, да еще и ухудшили. Попытка
снизить размер страховой части пенсии наталкивается на иные нормы пенсионного
законодательства, в части размеров социальной пенсии, обязательств выплачивать
пенсию не ниже прожиточного минимума пенсионера. В результате страховая пенсия
окажется ниже социальной, что будет дестимулировать граждан к легальной занятости.
Кроме того, сама формула расчета пенсии имеет концептуальные пороки в виде скачков
в размере пенсий в зависимости от года рождения и периода оформления пенсии. Разные
периоды работы граждан будут иметь разный вес, то есть люди, проработавшие на
аналогичных позициях в течение одинакового времени с аналогичной зарплатой, теперь
могут получить совершенно разную пенсию в зависимости от того, в какой последовательности
они накапливали стаж и в какие периоды получали больший или меньший заработок.
Запланированное увеличение стажа, необходимого для получения страховой пенсии,
приведет к тому, что люди, у которых окажется недостаточное количество лет трудового
стажа, соответственно, получат положенные деньги на пять лет позже. Это может
создать проблемы для некоторых категорий граждан, особенно для тех, у кого был
период потери стажа в лихие 1990-е или кризисные 2000-е. Косвенно это также ведет
к увеличению пенсионного возраста, ударит и по военным пенсионерам, которые могут
утратить право на гражданскую пенсию.
Что действительно требуется сделать, чтобы реально улучшить ситуацию в пенсионной
сфере?
Необходимо отменить обязательный накопительный элемент в пенсионной системе,
перейти к плоской системе налогообложения, сохранив льготы малому бизнесу. Корректировать
пенсионную формулу надо по периодам до 2002 года при конвертации пенсионных прав,
а именно: необходимо полностью учесть в трудовом стаже так называемые нестраховые
периоды (а именно: периоды подготовки к профессиональной деятельности, уход за
ребенком и инвалидом первой группы и ребенком-инвалидом, проживание жен военнослужащих
в местах, где не было возможности трудоустроиться, и т.п.), а также изменить предельный
коэффициент учета заработка до 2002 года, который сейчас ограничен коэффициентом
1,2: его следует повысить до 2,0, а для работников с особо вредными и особо тяжелыми
условиями труда — до 2,8.
Оксана Дмитриева, член комитета Госдумы по бюджету и налогам, замруководителя
фракции «Справедливая Россия»
rbcdaily.ru
|