24.04.2013 Интервью с Юрием Новожиловым, исполнительным директором НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ»
– Юрий Викторович, изменения в пенсионной системе, проводимые сегодня, пока не
до конца определили судьбу пенсионных накоплений – планы относительно ОПС постоянно
меняются. Последнее предложение Министерства труда и социальной защиты РФ, одобренное
Президентом России, – перевод части взносов на ОПС с 2014 года на добровольную
основу. Какую альтернативу вы считаете более выгодной: перевести свои 6% страховых
взносов в НПФ и потерять часть солидарной пенсии или оставить их в ПФР и воспользоваться
полноценной солидарной пенсией?
– Как в накопительной, так и в распределительной пенсионной системе есть свои
преимущества и недостатки. Накопительная система подвержена риску невысокой доходности
на финансовых рынках, распределительной системе в будущем угрожают проблемы, связанные
со старением населения и, как следствие, снижением общего числа работников, обеспечивающих
текущие пенсионные выплаты. Я поддерживаю мнение многих экспертов, что оптимальной
является смешанная система, которая сочетает распределительный и накопительный
компоненты. Поэтому более дальновидным для граждан будет решение сохранить тариф
на накопительную часть пенсии на максимально разрешенном уровне – 6% от заработной
платы, тем более что законодательство позволяет в 2014 году и позднее снизить
тариф взносов на накопительную часть до 2%, а вот обратное увеличение взносов
с 2 до 6% пока не предусмотрено.
– Может ли лишение людей, выбравших накопительную пенсию, части прав в солидарной
пенсии стать дополнительной угрозой для рынка НПФ и оттолкнуть граждан от перевода
своих накоплений из ПФР?
– Думаю, ситуация как раз обратная – риск потери с 2014 года части отчислений
на накопительную часть пенсии позволит нам более активно привлекать клиентов в
этом году. Параметры накопительной части понятны и прогнозируемы, пенсионная формула
менее прозрачна и подвержена риску изменения.
– Обязательные пенсионные накопления и распределительные выплаты способны поддержать
минимально приемлемый уровень пенсий. Но для обеспечения высокого размера пенсий
этого недостаточно: необходимо развивать добровольные пенсионные программы, которые
пока что стагнируют. Какие инструменты и регулятивные меры способны стимулировать
работников и работодателей в России к более активному участию в добровольных пенсионных
программах?
– Корпоративные пенсионные программы являются неотъемлемым дополнением к государственной
пенсии в большинстве развитых стран. На пенсии, полностью или частично сформированные
работодателем, приходится в среднем от 30 до 50% дохода зарубежных пенсионеров.
Более того, во многих странах предоставление корпоративной пенсии является законодательным
требованием к работодателю. Почему бы и нам не перенять этот опыт? Нужно стимулировать
и внедрять корпоративные пенсионные программы, которые предполагают совместное
финансирование работника и работодателя. Дополнительное получение поддержки со
стороны государства было бы втройне эффективно.
Также целесообразно вернуться к вопросу профессиональных пенсионных систем для
работников, занятых в особых условиях труда. Необходимо подключать негосударственные
пенсионные фонды к таким программам.
– На финансовых рынках в скором времени появится единый регулятор на базе Банка
России. При этом пенсионные накопления планируется пока что оставить в ведении
Правительства РФ. Каких изменений в требованиях к надежности НПФ вы ожидаете после
появления единого регулятора?
– Безусловно, повышения требований к риск-менеджменту НПФ, а также большего внимания
к контролю долгосрочной финансовой устойчивости. Важно, чтобы разрабатываемые
в настоящее время стандарты в полной мере отражали специфику деятельности НПФ.
И мы все-таки надеемся на централизацию полномочий в одном сильном регуляторе.
Её отсутствие в последние годы являлось существенной проблемой для деятельности
НПФ.
– Регуляторы и игроки рынка предлагают расширить возможности инвестирования пенсионных
накоплений. Но для этого необходимо предоставить НПФам право отражать любой результат
инвестирования на счетах клиентов и построить работающий гарантийный механизм
для пенсий. Целесообразны ли такие изменения?
– Фонды должны отражать полученный инвестиционный результат, а в условиях рыночной
экономики существует как возможность получить высокую доходность, так и риск отрицательного
результата в краткосрочной перспективе. Однако отрицательный результат не должен
становиться нормой – фонды, во-первых, обязаны отвечать по принятым на себя обязательствам,
то есть результат от инвестиционной деятельности НПФ сегодня не должен означать
убытка застрахованного лица в момент получения им пенсии. Во-вторых, фонды должны
стремиться к принципам разумного инвестирования: внедрение в накопительном пенсионном
страховании принципиально новых стандартов инвестирования, риск-менеджмента и
соответствующих принципов регулирования и надзора действительно назрело. Вместе
с тем я призываю с осмотрительностью отнестись к появлению таких инструментов
инвестирования, как опционы, фьючерсы или ценные бумаги зарубежных эмитентов.
– Какими ключевыми особенностями, с вашей точки зрения, должен обладать гарантийный
пенсионный механизм?
– Этот вопрос сейчас очень активно обсуждается Правительством России и экспертным
сообществом. Полностью согласны с идеей создания механизма на федеральном уровне
на базе Агентства по страхованию вкладов, обладающего подобным опытом в банковской
сфере. Двухуровневый характер системы, безусловно, привлекателен и будет повышать
защищенность обязательств, но, к сожалению, будет и снижать общую доходность накоплений,
которая сейчас так необходима и рынку, и застрахованным лицам. Если мы сможем
найти в такой системе баланс, учитывающий все потребности, – это будет наша общая
победа.
– В последнее время регулярно обсуждается возможность разрешить инвестировать
пенсионные накопления в инфраструктурные инструменты. Нужны ли пенсионному рынку
эти новые инвестиционные возможности?
– Мы готовы инвестировать в инфраструктурные проекты, более того – во всем мире
именно НПФ являются источником длинных денег для финансирования модернизации инфраструктуры.
Также важно сохранение возможности размещения пенсионных активов в субординированные
инструменты, дающие банкам источники дополнительного капитала для финансирования
инфраструктурных проектов. Кроме этого, уверен, что в рамках деятельности НПФ
должны развиваться инструменты инвестирования, позволяющие осуществлять эффективные
вложения в строительство жилья, предназначенного для сдачи в аренду. Накопительная
система дает ресурсы, которые можно заставить работать, создавать на них реальные
блага для пользы многих поколений – дороги, жилье, городскую и сельскохозяйственную
инфраструктуру. Эти возможности можно и нужно использовать.
|