По итогам переходной кампании прошлого года негосударственные пенсионные фонды
(НПФ) потеряли около 5 млрд руб., уплаченных агентам. С их участием было заключено
более 2 млн договоров на перевод накоплений, которые были позднее признаны недействительными.
Впрочем, в Пенсионном фонде России (ПФР) уверены, что по крайней мере часть заявлений
была забракована по вине самих НПФ.
"Ъ" уточнил в ПФР причины отказов в переводе пенсионных накоплений граждан в
прошлом году. Как писал "Ъ" 20 марта, переходная кампания 2012 года поставила
два антирекорда — почти 30% заявлений о переводе накоплений остались неудовлетворенными,
в абсолютных цифрах это 2,5 млн заявлений. По данным ПФР, большая часть отказов
— 58,2% — обусловлена неправильным указанием предыдущего страховщика по обязательному
пенсионному страхованию. "К сожалению, многие граждане не помнят или не знают,
где находятся их накопления",— комментирует ситуацию вице-президент НПФ электроэнергетики
Сергей Околеснов. Сейчас есть два вида заявлений — от клиента ПФР и от клиента
НПФ. "Введение ПФР единой формы заявлений могло бы упростить ситуацию, тем более
что ПФР всегда знает, у какого страховщика находятся накопления гражданина",—
уверен господин Околеснов. "Человек должен твердо знать, откуда и куда он переводит
свои пенсионные накопления",— парирует представитель ПФР Марита Нагога. "Думаю,
в большей степени отказы связаны с некачественной работой агентов",— полагает
исполнительный директор НПФ "Национальный" Светлана Касина.
Агентов участники рынка склонны винить и в большей части отказов, мотивированных
тем, что один гражданин подавал несколько заявлений в разные НПФ в течение года
(17% от общего числа отрицательных решений). "Недобросовестный агент может заключить
с одним клиентом два договора в два разных НПФ, получая, таким образом, две комиссии",—
приводит пример господин Околеснов. Впрочем, какая-то часть заявлений, забракованных
ПФР по этой причине, очевидно, обусловлена тем, что гражданин передумал: осознанно
выбрал другого страховщика и написал еще одно заявление либо агент сманил его
в другой НПФ.
А вот представить себе гражданина, который менял бы пенсионный фонд дважды в
день, довольно сложно. Между тем 30 тыс. граждан получили отказ на перевод накоплений
именно по этой причине (1,2% отказов). В этом случае представители НПФ категорично
указывают на агентов. "Некоторые агенты работают на два фонда и подсовывают документы
на перевод накоплений сразу в два этих фонда, а человек не очень внимательно смотрит,
что подписывает",— говорит госпожа Касина.
Есть и заявления, забракованные, очевидно, по вине НПФ. Так, 130,5 тыс. человек
(5,3%) просили перевести себя к страховщику, клиентами которого они уже являются.
"Скорее всего, это связано с недостатком операционной точности НПФ. У ряда фондов
работа децентрализована, поэтому человек мог заключить договор в одном регионе
и попасть в региональную базу фонда, а если он переедет в другой регион, база
местного НПФ его не "увидит"",— поясняет господин Околеснов.
Кроме того, в ПФР часть отказов объясняют тем, что к договору не было прикреплено
заявление. По этой технической причине НПФ недополучили более 300 тыс. (12,2%)
новых клиентов. "У нас было получено 10 тыс. отказов по этой причине. Мы достоверно
знаем, что по 80% из них мы сдали в ПФР и договоры, и заявления. Затем мы получили
реестр с печатью регионального ПФР о том, что заявления приняты, однако в федеральном
ПФР получили отказ",— недоумевают в НПФ электроэнергетики. "У нас множество случаев,
когда договоры и заявления сдаются в разные отделения ПФР в разное время, хотя
было бы правильнее сдавать эти документы одновременно. Но у НПФ существует практика
придерживать заявления до последних чисел декабря",— подчеркивают в ПФР.
Для пенсионных фондов брак в работе с заявлениями на перевод накоплений обходится
дорого. Агентское вознаграждение за каждый договор стоит фонду в среднем 2 тыс.
руб., то есть по итогам 2012 года НПФ зря потратили около 5 млрд руб.
Для граждан потери не так очевидны: их накопления просто останутся у того же
страховщика, у которого они и находились. Но гражданин, сознательно выбиравший
управляющего пенсионными накоплениями, лишается возможности реализовать свое инвестиционное
решение. "Накопления могли оказаться переведенными мошенническим образом, а у
человека нет возможности оперативно об этом узнать,— добавляет замдиректора Института
развития социального страхования Дмитрий Алексеев.— Подписывая документы, он,
например, указывает ПФР в качестве предыдущего страховщика, а об ошибке узнает
позже, и ему приходится ждать перевода средств еще год".
Мария Яковлева
kommersant.ru