По итогам первого квартала негосударственные пенсионные фонды (НПФ) увеличили
привлечение новых клиентов на 36%. Ради таких показателей НПФ готовы выходить
на новые рынки, повышать агентские комиссии и договариваться с конкурентами.
Негосударственные пенсионные фонды с начала 2013 года стали еще активнее работать
на привлечение новых клиентов. По данным Пенсионного фонда России (ПФР), за первый
квартал НПФ передали 1,059 млн договоров, что на 36% больше, чем за аналогичный
период прошлого года.
Такая динамика по увеличению числа договоров неудивительна, отмечают эксперты.
Хотя президент Путин говорил о том, что у граждан и после 2013 года должно сохраниться
право выбора тарифа отчислений на накопительную часть — это предложение пока не
подкреплено на законодательном уровне. А по утвержденному сценарию пенсионной
реформы за тех граждан, кто не перевел накопления в НПФ и не выбрал инвестиционный
портфель ВЭБа или частной управляющей компании, работодатели будут отчислять на
накопительную часть пенсии 2% от зарплаты вместо нынешних 6%. "Поэтому этот год
должен стать рекордным для пенсионного рынка по числу привлеченных клиентов",—
говорит президент НПФ "ЛУКОЙЛ-Гарант" Сергей Эрлик.
У опрошенных "Ъ" представителей НПФ из топ-10 показатели вполне сопоставимы со
статистикой ПФР. Так, в НПФ "ВТБ Пенсионный фонд" продажи выросли на 25% по сравнению
с первым кварталом прошлого года. "Полагаю, отчасти указанные ПФР цифры объясняются
тем, что некоторые граждане осознали необходимость сохранить отчисления на накопительную
часть пенсии в прежнем объеме",— говорит исполнительный директор НПФ "ВТБ Пенсионный
фонд" Лариса Горчаковская. Она добавляет, что никаких существенных изменений в
работе по привлечению клиентов не было, а результаты фонда связаны с результатами
банков: поскольку договор ОПС предлагается в банковских сетях, с ростом продаж
основных продуктов растут и продажи пенсионных продуктов. "Впрочем, первые три
месяца года были достаточно спокойными, а вот во втором квартале мы начали активную
работу по привлечению клиентов и ожидаем высокие результаты в этом направлении
(прирост не менее чем на 30% по сравнению с первым кварталом текущего года)",—
отмечает госпожа Горчаковская. В НПФ "ЛУКОЙЛ-Гарант" констатируют рост продаж
более чем на 30%. "Сейчас мы расширяем банковские сети, увеличиваем количество
агентов и плановые показатели для них",— поясняет господин Эрлик. По итогам года
все ключевые игроки нарастят сборы на 30-50%, резюмируют представители НПФ. Крупные
НПФ планируют привлечь в среднем около 500-800 тыс. граждан каждый, но, по информации
участников рынка, есть и те, кто хочет преодолеть планку 1 млн новых клиентов.
Для достижения амбициозных целей фонды готовы прилагать значительные усилия.
Конкуренция между НПФ обострилась — в 2012 году НПФ поменяли 1,34 млн граждан
— и фонды пытаются цивилизованно делить рынок. "Сейчас все больше говорят о том,
как перестать уводить друг у друга клиентов, участники рынка возобновили попытки
договориться",— говорит исполнительный директор НПФ "КИТ Финанс" Антон Шпилев.
Кроме того, фонды выходят на новые рынки, открывая больше представительств в регионах.
"То, что у многих фондов расширяются региональные сети, это факт — и это логично,
так как это ключевой показатель деятельности НПФ",— утверждает Сергей Эрлик. Те,
кто ранее работал только с агентами—физическими лицами и никогда не работал с
брокерами (агентскими сетями), начинают сотрудничать с ними, зачастую увеличивая
агентские расходы. "Для некоторых партнеров приходится повышать ставки,— признает
господин Шпилев.— Поскольку на рынке есть некий ажиотаж в борьбе за клиентов,
то фонды готовы платить агентам больше".
Агенты, в свою очередь, готовы использовать разные способы для привлечения новых
клиентов. "К сожалению, ряд договоров заключается агентами фондов за счет того,
что граждан вводят в заблуждение: например, им говорят, что они обязаны перевестись
в НПФ, иначе у них отберут пенсионные накопления",— поясняет представитель ПФР
Марита Нагога.
Мария Яковлева