Пенсионный фонд Российской Федерации проанализировал итоги кампании 2011 года
по переводу гражданами своих пенсионных накоплений в управляющие компании (УК)
и негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и публикует статистику причин отказов
в принятии положительных решений в отношении части заявлений граждан и договоров
ОПС между гражданином и НПФ.
Как сообщалось ранее, по результатам рассмотрения поданных гражданами заявлений
о выборе УК или НПФ положительное решение было принято по 5,34 млн. заявлений граждан. В целом в ПФР в 2011 году поступило 6,6 млн. заявлений. Отрицательное решение было принято по почти 1,3 млн. заявлений о
переводе пенсионных средств, или по 19,7% от общего количества поступивших заявлений.
При этом важно отметить, что более 97% заявлений и договоров ПФР получает от
организаций, с которыми у Фонда заключены соглашения о взаимном удостоверении
подписей, т. е. от трансфер-агентов, среди которых большая часть НПФ, осуществляющие
формирование пенсионных накоплений граждан в рамках ОПС. И менно трансфер-агенты гарантируют ПФР достоверность заявлений и договоров ОПС,
которые они направляют в ПФР.
Наибольшее количество отказов – более миллиона – приходится на заявления, поданные
гражданами на перевод своих пенсионных накоплений из ПФР в НПФ. По 720 тысячам
из них отрицательное решение было вынесено по причине того, что указанная в заявлении
информация об организации-страховщике, откуда должны быть переведены пенсионные
накопления гражданина, не соответствует действительности. К примеру, в заявлении
указано, что гражданин просит перевести пенсионные накопления из ПФР, в то время
как его пенсионные накопления уже формируются в НПФ.
В почти 10,5 тыс. договоров НПФ были выявлены ошибки. 198 тысяч заявлений на
перевод из ПФР в НПФ поступили без договоров ОПС.
От 168,6 тыс. застрахованных лиц ПФР получил два и более заявления. К примеру,
сначала ПФР получил заявление на перевод пенсионных накоплений граждан из ПФР
в определенный НПФ и договор гражданина с этим НПФ, а через некоторое время в
ПФР поступило заявление на перевод пенсионных накоплений опять в ПФР или еще одно
заявление на перевод пенсионных накоплений, но в другой НПФ с приложением договора
с этим НПФ или вообще без договора ОПС. По закону удовлетворяется правильно заполненное
более позднее заявление. Согласно нормам действующего российского законодательства,
гражданин в течение года может написать несколько заявлений о выборе УК или НПФ.
Пенсионный фонд принимает к рассмотрению все не содержащие критических ошибок
заявления, а положительное решение по закону может быть принято лишь в отношении
последнего заявления. По всем написанным ранее заявлениям выносится отрицательное
решение – в прошлом году ПФР было получено 137 тысяч таких заявлений (ПФР-НПФ).
Еще по 9,4 тыс. застрахованных лиц ПФР получил два заявления, которые поданы
в один и тот же день.
К остальным причинам отказа в переводе пенсионных накоплений из ПФР в НПФ можно
отнести: аннулирование лицензии НПФ на момент подачи заявления, ликвидация НПФ
как юридического лица в результате слияния с другим НПФ, ошибки при заполнении
заявления, или вообще отсутствие договора с НПФ при правильно написанном заявлении
гражданина на перевод пенсионных накоплений в НПФ.
Практически аналогичная ситуация зафиксирована по заявлениям граждан, решившим
перевести свои пенсионные накопления из одного НПФ в другой. Положительные решения
были вынесены ПРФ по заявлениям 698,8 тыс. граждан, а отрицательное – по 233,5 тыс. заявлений. Из них в 103 тыс. заявлений было указано неверное место нахождения пенсионных накоплений (организация-страховщик).
В целом по уточненным данным в результате переходной кампании 2011 года 5,34
млн. человек изменили способ управления своими пенсионными накоплениями. 4,5 млн.
человек перевели свои пенсионные накопления из ПФР в НПФ. 150 тысяч человек вернули пенсионные накопления из НПФ в ПФР или изменили выбор
управляющей компании или портфеля управляющей компании. 698,8 тысяч человек перевели свои пенсионные накопления из одного НПФ в другой
НПФ.
Особенностью переходной кампании 2011 года стало удвоение переводов пенсионных
накоплений (1,5 млн.) в НПФ в течение 2011 года, когда граждане одновременно заключали
с НПФ договор об обязательном пенсионном страховании и писали заявление в ПФР
о вступлении в Программу государственного софинансирования пенсии. По закону в
этом случае пенсионные накопления переводятся в НПФ в течение трех месяцев.
Таким образом, в общей сложности число клиентов негосударственных пенсионных
фондов по обязательному пенсионному страхованию на сегодня составляет 15,44 млн.
человек, или 20,7% от общей численности граждан, у которых формируются пенсионные
накопления (74,5 млн. человек).
Несмотря на то, что закон позволяет подавать неограниченное количество заявлений
о выборе УК или НПФ, Пенсионный фонд Российской Федерации призывает граждан внимательно
относиться к выбору организации, которая будет управлять их пенсионными накоплениями,
и подавать в ПФР только одно заявление о переводе пенсионных накоплений. При этом
очень важно не допускать ошибок в заполнении заявлений и договоров. Достоверная информация об организации, осуществляющей управление пенсионными
накоплениями гражданина в текущем году, содержится в извещении о состоянии индивидуального
лицевого счета гражданина, которое ПФР ежегодно направляет всем застрахованным
лицам. Выписку из ИЛС можно также получить в любом территориальном органе ПФР или через
сайт госуслуг.
В настоящее время ПФР производит рассылку уведомлений гражданам, изменившим способ
управления своими пенсионными накоплениями, в том числе и тем гражданам, по заявлениям
которых ПФР принял отрицательное решение. По всем вопросам можно обращаться в
любой территориальный орган ПФР или на «горячую линию» ПФР по телефону 8-800-505-55-55.
При этом показательным является тот факт, что, к примеру, в 2011 году ПФР получил
более пяти тысяч письменных и восемь тысяч устных жалоб от граждан на неправомерный
перевод их пенсионных накоплений в НПФ, в то время как случаи, когда граждане
интересовались отрицательным решением по переводу их пенсионных накоплений в другую
организацию, были единичными.
Ваш Пенсионный Брокер
(по информации ПФР)