На главную. Ваш Пенсионный брокер Вернуться на главную страницу    



























  Новости
13.04.2012 Даулет Сахипов: «Пенсионные деньги должны работать в экономике РК»
– Даулет Мухтарович, расскажите, как Вы оцениваете итоги деятельности фонда на сегодняшний день?

– В первую очередь, необходимо отметить, что сегодня фонду доверяют более 1,5 млн человек. Активы фонда по состоянию на
1 марта 2012 года превышают 403 млрд тенге, собственный капитал – 10,6 млрд тенге, уставный капитал – более 10, 6 млн тенге, что более чем в 4 раза превышает требуемые нормы, и он будет еще увеличиваться. Все это позволяет «ҰларҮміт» оставаться в тройке самых крупных системообразующих НПФ и выполнять свои обязательства перед вкладчиками.

Естественно, на НПФ «ҰларҮміт» влияют процессы, имеющие место на рынке. Невозможно, пережив мировой кризис, дефолты отечественных эмитентов, не испытывать на себе их влияние. Не секрет, что в портфелях НПФ находится значительная часть активов, которые в настоящий момент не дают ожидаемой в свое время доходности. Но все дело в том, что «ҰларҮміт» уже не первый год отражает в своем портфеле рыночную стоимость активов, не переводя инструменты в категорию «удерживаемые до погашения», показывая тем самым действительное положение дел и реальную доходность.

Кроме того, вы знаете, что НПФ «ҰларҮміт» является консолидирующим фондом. В 2010 году к фонду был присоединен НПФ « Коргау», лишенный лицензии. «ҰларҮміт» тогда выполнил все обязательства по договорам с вкладчиками «Коргау». В 2011 году произошло крупнейшее объединение с фондом «БТА Казахстан». Возможно, эффект от слияния фондов пока не столь очевиден, однако слияние позволило сократить административные и маркетинговые расходы, улучшить ситуацию с выполнением пруденциальных нормативов, повысить диверсификацию портфеля.

– А как обстоят дела с пресловутым коэффициентом номинального дохода (К2)? Как данный показатель отражает деятельность вашего фонда?

– Как известно, значение данного показателя рассматривается по итогам 12-ти, 36-ти и 60-ти месяцев. Так вот, к примеру, по итогам 36 месяцев на начало года мы были в тройке лидеров, а по итогам 60 месяцев – наоборот. Если смотреть на показатель 36 месяцев, то станет ясно, что последние 3 года мы растем. В свою очередь, пятилетний период включал в себя и процесс объединения нашего фонда с пенсионным фондом «Коргау», и кризис 2007–2008 годов. Поэтому он у нас невысокий.

Вообще, я хочу отметить, что показатель К2 сравнивает тренды доходности, которые были 1 год, 3 года или 5 лет назад. Для этого показателя совершенно неважно, сколько вы заработали в конечном периоде, а важно, что было три года или пять лет назад. Я думаю, не совсем корректно ссылаться на него, как на критерий доходности, это – не совсем объективный показатель. Сейчас посчитана накопленная доходность за все 14 лет деятельности пенсионной системы. Так вот, в этом временном промежутке накопленная доходность НПФ «ҰларҮміт» составила 364% при уровне накопленной инфляции 217,5%.

– Какова структура инвестиционного портфеля Вашего фонда? Какое влияние на него оказала конъюнктура рынка за минувший год?

– Говоря о портфеле инвестиций, следует отметить, что «ҰларҮміт» первым из НПФ на рынке Казахстана полностью раскрыл свою структуру. На сайте фонда каждый месяц обновляется информация по инвестиционному портфелю, которая включает в себя инструменты, наименование эмитента, рейтинг, количество ценных бумаг и их текущую стоимость. В последнее время некоторые фонды также публикуют подобную информацию, но не в таком полном объеме. Сейчас уже принята законодательная норма об обязательном раскрытии портфелей всеми фондами. И в скором времени вкладчики смогут их сравнивать.

Портфель нашего фонда – достаточно гибкий. В минувшем году, в момент скачка мировых индексов, мы смогли его переформировать: зафиксировать позиции на внешних рынках и уйти на внутренний рынок. На сегодняшний день доля неработающих активов сокращена, увеличено количество надежных, ликвидных инструментов. Как и у многих других НПФ, сейчас значительную долю нашего портфеля составляют государственные ценные бумаги, поскольку это – максимально надежные активы. В нашем случае большая часть ГЦБ в портфеле привязана к уровню инфляции, что повышает его ликвидность и надежность.

– Нужна ли, на Ваш взгляд, система учета финансовых инструментов в портфелях НПФ?

– Да, сегодня рынку пенсионных услуг необходимы единая методика, единый оценочный орган. Сейчас этот вопрос решается, и все будет ясно ближе к концу года.

По нашему мнению, создание такого органа позитивно повлияет на объективность картины с доходностью и устранит почву для недобросовестной конкуренции.

– Какова Ваша точка зрения относительно пруденциального регулирования НПФ в Казахстане?

– Сейчас действующая система направлена, прежде всего, на сохранение накоплений, и, в периоды волатильности на рынке, это правильно. Многие лимиты связаны с минимизацией рисков, что, конечно, не может не сказываться на доходности. Есть ограничения, связанные с инвестированием пенсионных активов в материнские компании. Все они, на мой взгляд, оправданы. Другое дело, что нормативы должны пересматриваться в свете изменений, происходящих на рынке, для того, чтобы пенсионные фонды были не просто копилкой для дешевого финансирования государства, но и могли обеспечивать своим вкладчикам доходность выше уровня инфляции.

– К вопросу об акционерах: каковы взаимоотношения с АО «БТА Банк»?

– Да, нашим акционером является «БТА Банк», основным акционером которого, в свою очередь, является Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына».

Тем не менее, НПФ «ҰларҮміт» является самостоятельной структурой, финансово и юридически независимой, отношения между нами и акционерами четко регламентированы. Прямой зависимости между тем, что происходит с акционером и его дочерней структурой – пенсионным фондом – нет.

Тем не менее, тема АО «БТА Банк» сейчас активно муссируется и используется в недобросовестной конкурентной борьбе на пенсионном рынке. Фонд «ҰларҮміт» уже не раз «закрывали» – и во время мирового кризиса, и в периоды объединений с другими фондами, и сейчас, пытаясь проецировать процессы, происходящие в банке, на пенсионный фонд. Но мы уже перестали реагировать на эти выпады. Тем более, что, насколько мне известно, процесс реструктуризации банка сейчас активно продвигается.

В целом, в результате процесса реструктуризации, внешние кредиторы могут потерять какую-то часть. Но все дочерние структуры, как правило, от этого процесса только выиграют. И говорить о том, что банк обанкротится, и вместе с ним обанкротится и пенсионный фонд – это, на наш взгляд, чистой воды домыслы.

– Какие, по Вашему мнению, изменения необходимы сегодня на рынке пенсионных фондов? В том числе, и нормативные?

– Задачи по совершенствованию НПС были поставлены Президентом Республики Казахстан в его ежегодном Послании. Сейчас реформирование системы активно обсуждается и мнения высказываются разные.

Недавно был обнародован отчет Всемирного банка и его мнение о том, что без внешнего управления наши фонды не смогут вывести накопительную пенсионную систему страны из кризиса, и активы необходимо инвестировать в международные портфели. Я считаю неправильным то, что нас заставляют уходить на внешние рынки. Да, возможно, мы сможем там больше заработать. Но никто не отменял соотношение «доходность – риск», никто не будет гарантировать повышенную доходность при минимальном риске. Сейчас внешние рынки демонстрируют хорошие показатели. Но рынки растут достаточно долго, а падают очень быстро. Мы это наблюдали в 2008 году. Я думаю, вложения во внешние рынки целесообразны в краткосрочном периоде, поскольку любое инвестирование там предполагает достаточно большие риски. К примеру, мы финансируем европейский инвестбанк. Он, в свою очередь, траншами финансирует дефолтные страны Евросоюза. Конечно, если нам важна экономика Греции, то давайте вкладывать туда деньги. Но нам важнее своя экономика.
Нужно помнить, что, когда мы генерируем средства где-то на Западе, часть из них там и остается. Если инвестировать на своем внутреннем рынке, будет расти ВВП, денежная масса начнет работать, будут развиваться предприятия, создадутся новые рабочие места. Мы считаем, что на рынке НПФ имеет смысл вернуться к идее государственно-частного партнерства. Это позволит сократить государственные расходы, фонды получат возможность долговременного размещения инвестиций под устраивающие гарантии и процент доходности при прямой государственной поддержке. Но главное – это укрепит институт доверия к институтам с государственным поручительством у бизнеса и населения. Эти проекты будут работать десятилетия (достигается долгосрочность инвестиций), каждый вкладчик будет знать, что, допустим, конкретная дорога построена на его деньги и обеспечивает его пенсией (достигается открытость инвестиций). Государство – для того, чтобы проект был рентабельным – может субсидировать разницу накоплений пенсионеров до уровня инфляции, если доходность от проекта какое-то время не будет ее перекрывать.

– Как это отразится непосредственно на деятельности фондов?

– Самым прямым образом. К примеру, мы профинансировали какое-то предприятие, оно получило оборотные средства. Соответственно, предприятие нанимает большее число работников, которые платят отчисления, в том числе, и пенсионные. В фонды будут поступать новые средства.

На наш взгляд, ведущую роль в этом процессе должно взять на себя государство – в плане гарантии возврата средств и контроля. Нужно идти, к примеру, по китайскому или японскому пути развития, когда государство, прежде всего, стимулирует развитие своей экономики. Сейчас в пенсионных фондах аккумулируется повышенная ликвидность. И никто не знает, куда вкладывать деньги.

– А насколько безопасными будут такие инвестиции?

– Это будет зависеть от регулирования и от обеспечения самих проектов.

– Какие еще финансовые инструменты могут быть интересны НПФ для эффективного инвестирования?

– Сейчас все пенсионные фонды работают только с крупными компаниями в корпоративном секторе, которые прошли процедуру листинга на бирже. Но выход на рынок через листинг биржи стал интересен не всем компаниям. Складывается парадоксальная ситуация, когда эмитентам легче получить деньги под залоговые кредиты в банке, по ставке меньшей, чем ставки размещения облигаций.

Поэтому мы предлагаем организовать отдельную площадку, на которую допускались бы эмитенты-резиденты, не отвечающие на данный момент требованиям листинга Казахстанской фондовой биржи, но обладающие залоговым обеспечением для выпуска обеспеченных облигаций. Для этого необходимо установить последовательный допуск как инвесторов (в частности, НПФ), так и эмитентов на данный вид рынка. К примеру, на начальном этапе можно определить, что суммарный объем инвестиций за счет пенсионных активов в инструменты данной площадки не должен превышать 1% от пенсионных активов каждого НПФ с возможностью последующего увеличения в случае положительной динамики торгов. Нужно предусмотреть четкие и жесткие требования к уровню обеспечения ценных бумаг залогом (минимум, 1 к 2, и возможностью досрочного погашения облигаций или обращения взыскания держателями облигаций на залоги при падении рыночной стоимости ценных бумаг).

При этом требования к залоговому обеспечению должны обеспечивать исключительность залога и невозможность его повторного залога, т. е. данный залог предоставляется в обеспечение только одного конкретного выпуска облигаций. Реализация данного требования потребует изменения структуры гражданско-правовых отношений и процедур банкротства, касающихся залогового обеспечения в части выделения его от прочего имущества эмитента при отношениях с иными, чем держатели облигаций, категориями кредиторов.

Непременным условием является ужесточение требований к представителю держателей облигаций и андеррайтеру выпуска в части установления субсидиарной ответственности с эмитентом. В результате реализации данного предложения мы получим дальнейшее развитие местного рынка ценных бумаг за счет формирования принципиально нового сектора торговли и обеспечение роста числа транзакций и количества участников фондового рынка, повышение доходности пенсионных активов, гарантии возврата, минимизацию рисков, поскольку есть обеспечение залогом. Население получит доступ к обеспеченным и ликвидным ценным бумагам. В целом, я считаю, это будет не опаснее, чем инвестировать средства на внешних рынках.

– Что, на Ваш взгляд, влияет на миграцию вкладчиков из фонда в фонд? И какова политика фонда по привлечению и удержанию своих вкладчиков?

– Я думаю, на миграцию вкладчиков влияет множество факторов. Начиная от агентов, которые переводят вкладчиков из фонда в фонд, получают комиссионные и исчезают, и заканчивая такими «нерыночными» методами конкурентной борьбы, как рассылка электронных писем, в которых раздуваются до невероятных размеров недостатки фондов-конкурентов.

Простому человеку не всегда понятно, как работает пенсионная система, он ориентируется на мнение окружающих, распоряжения руководства, отрывочные данные из СМИ. Но при существующей государственной гарантии смысла «бегать из фонда в фонд» – нет.

Мы не ставим перед собой задачи удержать или завлечь вкладчика любой ценой. Мы просто пытаемся улучшить обслуживание клиентов, стать их финансовым консультантом, предугадать их интересы. Для этого наш фонд проводит маркетинговые исследования, изучает конъюнктуру рынка, разрабатывает интересные предложения – в зависимости от возраста, профессии вкладчика, привлекая ведущие казахстанские компании в качестве партнеров. Для этого у нас создан «Ұларclub».

Фондом заключаются меморандумы о сотрудничестве в целях доведения информации об изменениях в пенсионной системе и пенсионном законодательстве и её разъяснения. Работаем над улучшением качества сервиса, расширяем региональную сеть – она у нас уже сейчас одна из самых разветвленных по Казахстану – 21 крупный филиал.

Каждый вкладчик может обратиться в «ҰларҮміт», позвонив в колл-центр, может получить информацию об индивидуальном пенсионном счете через сайт фонда в режиме он-лайн. Мы предлагаем выбор удобного способа ежегодного информирования. Сейчас у нас есть идеи о работе НПФ в формате электронного правительства.

В целом, наша политика по привлечению вкладчика такова, что он должен делать самостоятельный осознанный выбор на основании опыта общения с фондами, проверенных официальных данных и собственных убеждений.

– Какие планы у фонда «ҰларҮміт» на 2012 год?

– У нас сформулировано очень четкое понимание того, что мы не должны делать резких движений в ту или иную сторону, поддаваться на провокации, включаться в «гонки за доходностью» или «гонки за вкладчиками». У нас – продуманная стратегия сохранения накоплений и повышения уровня наших услуг. Сейчас мы будем переводить часть внештатных сотрудников агентской сети в штат, повышать уровень их квалификации.

В инвестиционной деятельности мы будем работать над улучшением качества активов для получения адекватной доходности.

– Готов ли фонд откликнуться на призыв Нацбанка РК – снизить размеры комиссий по инвестиционного доходу и пенсионных активам, что, безусловно, скажется на его конечной прибыли?

– Еще до призыва Нацбанка мы были в какой-то мере инициаторами изменений размера комиссионного вознаграждения. В 2008 году мы приняли прогрессивную шкалу комиссионного вознаграждения на 2009 год, которая содержит определенные условия. Эта шкала показывает, что мы ограничиваем себя в получении повышенного комиссионного вознаграждения, ставя его в прямую зависимость от инвестиционного дохода, заработанного для вкладчиков. Этого принципа мы придерживаемся из года в год. К примеру, если инвестиционный доход составляет менее 2%, то мы ничего не получаем.

– Что еще необходимо предпринять на государственном уровне, чтобы обеспечить как можно большие пенсионные отчисления казахстанцами?

– Это, прежде всего, борьба с выплатой работодателями зарплаты в «конвертах», что, в свою очередь, связано с налоговыми аспектами. Надо вести работу с самозанятыми гражданами – по вовлечению их в накопительную пенсионную систему. Каждый вкладчик должен понимать, что пенсионные отчисления – это его будущее. Люди должны знать, как работают фонды, как они управляют деньгами вкладчиков.

Со стороны государства необходимо усиление контроля за своевременным и полным поступлением пенсионных взносов. Необходимы дальнейшее совершенствование администрирования НПС, повышение прозрачности пенсионных фондов, и многое другое. Надо сделать так, чтобы сами граждане были заинтересованы в том, чтобы работодатель перечислял пенсионные взносы в полном объеме и в срок.

Как бы ни критиковали пенсионную систему, государственные гарантии никто не отменял, и вкладчик, в конечном итоге, свои средства получит.
 
Камшат Жумагулова
kursiv.kz


 
Яндекс цитирования src=http://counter.rambler.ru/top100.cnt?650876Rambler's Top100
© 2003-2014 «Ваш Пенсионный Брокер»
e-mail: «отправить сообщение»
Мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов статей, опубликованных на сайте.
При цитировании  информации гиперссылка на сайт Ваш Пенсионный Брокер  обязательна.