|
19.04.2012 Нехитрые мудрости Татьяны Голиковой. Еще одна идея насчет пенсионной реформы (Татьяна Голикова оставляет сомнительное наследие)
Глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова, о скором уходе которой говорят как
о деле решенном, в качестве наследства предполагает оставить новую пенсионную
систему. Смысл очередного реформирования все тот же: переложить пенсионные заботы
с государственных плеч непосредственно на шеи сограждан. В недалекой перспективе
государство станет платить нам лишь некое «пособие по старости» — не более трети
от общего объема пенсионного обеспечения. Остальные две трети россияне должны
будут добыть самостоятельно — выколотив из работодателей корпоративную пенсию,
а также накопив личную денежку в частных пенсионных фондах, страховых компаниях
или на банковских счетах.
Как утверждает Татьяна Голикова, все вместе это позволит россиянам после выхода
на пенсию получать ежемесячно около 70–80% утраченного заработка. При этом размер
государственной части этой пенсии будет зависеть не от размера и объема пенсионных
взносов, но лишь от трудового стажа и заработка. В советские времена так уже было:
при
25-летнем и более трудовом стаже размер пенсии составлял половину среднего заработка последних
лет, но не более 120 рублей. Одно из преимуществ той системы состояло в том, что
размер пенсии можно было подсчитать задолго до ее получения.
Зато теперь для таких подсчетов потребуется узнать (задержите дыхание) соотношение
зарплаты работника за весь период работы к средней зарплате по стране за тот же
период, умноженное на размер среднего заработка по стране за последний квартал
перед начислением пенсии. Ну как, впечатлились? В
Минэкономразвития, прочитав эту абракадабру, схватились за головы: без специальной подготовки
человек никогда не будет знать размер своей будущей пенсии.
Следующая новость: повышать пенсионный возраст Минздравсоцразвития не намерено,
но предлагает установить нормативный стаж для получения пенсий: женщинам — 40
лет, мужчинам — 45. При этом глава ведомства признает, что «выработать такую продолжительность
стажа к 60 годам практически невозможно». В общем, выбирайте сами: либо неполная
пенсия, либо поздний выход на нее.
Соответствующий подарок приготовлен и для россиян, получающих досрочные пенсии.
«Мы склоняемся к тому, что надо вводить повышенный тариф для работодателей, имеющих
рабочие места с вредными и опасными условиями труда», — говорит по этому поводу
замглавы
Мин-здравсоцразвития Юрий Воронин. Предполагается, что за работников списка № 1 (с особо вредными
и особо тяжелыми условиями труда) работодатели будут платить в ПФР дополнительные
взносы в размере 15%, за работников списка № 2, также дающего право на досрочную
пенсию, — 10%.
В проекте почти ничего не говорится о корпоративных пенсиях, которые должны добавить
российским старикам не менее трети пенсионного обеспечения. Предполагается, что
эта система будет создаваться для работников «отдельных организаций или отраслей»
за счет дополнительных платежей работодателей и работников. А еще, по расчетам
Голиковой, россиянам придется учиться инвестировать свои деньги в частные пенсионные
фонды, страховые компании и класть на банковские депозиты, чтобы создать для себя
еще одну треть пенсионного обеспечения. Весь вопрос, откуда люди возьмут эти инвестиции,
если четверти населения страны нынче не хватает на ежедневный хлеб, а еще столько же
при очень скромных личных запросах
еле-еле дотягивают от получки до получки.
То есть обеспеченной старости большинству из нас так и не видать, и нынешние
9222 рубля среднероссийской пенсии приходится считать чуть ли не счастьем. Хотя
это в 1,5–2 раза ниже, чем в странах Организации экономического сотрудничества
и развития (ОЭСР), в которую входят экономически развитые государства всего мира
и в первую пятерку которой Россия намерена выбиться в скором времени.
Считается, что доля белой зарплаты в российском ВВП не превышает 33%, потому
и нынешнее пенсионное обеспечение втрое ниже теоретически возможного. Но в стране
есть немалая прослойка людей, которых все эти проблемы как бы не касаются. Это
госслужащие, у которых своя пенсионная система, свои минимумы и максимумы. По принятым
ими же законам достаточно проработать на госслужбе 15 лет, чтобы получить пенсию
в размере 45% своего среднемесячного заработка, а далее за каждый год пенсия вырастает
еще на 3% — вплоть до 75% заработка. Там тоже есть свои потолки, но очень высокие:
«Размер среднемесячного заработка, исходя из которого федеральному государственному
служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,3 должностного
оклада (0,8 денежного вознаграждения) по замещавшейся должности», — сказано в законе.
То есть если для нас, грешных, при расчете будущей пенсии требуется учитывать
«соотношение зарплаты работника за весь период работы к средней зарплате по стране
за тот же период», то размер пенсии чиновника зависит лишь от размера его собственной
зарплаты. Чтоб я так жил (в старости)!
Надо ли удивляться, что для «рядовых россиян» эти люди придумывают самые заковыристые
схемы — которые меняют форму, не меняя сути, — расчета пенсий, на которые невозможно
достойно прожить. А ведь было бы справедливо даже не уравнять всех нас в пенсиях,
но как минимум начислять их по одинаковой схеме, установив чиновникам лишь повышающий
коэффициент. Чтобы размер пенсионного обеспечения госслужащих напрямую зависел
от размера наших пенсий: прибавили нам десятку — им пусть будет пятнашка, нам
сотню — им полторы. Может быть, хоть тогда они заинтересуются нашим уровнем жизни
и сделают
что-нибудь для его повышения?
Такой же принцип не помешает при начислении зарплаты государевых людей. Они и там
о себе не забыли. Росстат только что обнародовал цифры средних чиновничьих заработков
в России за прошлый год: среднемесячная зарплата служащих администрации президента
составила 87 167 рублей, аппарата правительства РФ — 86 654 рубля, а Федерального
агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных
средств (
Рособоронпоставка) — 93 699
рублей. Можете сами подсчитать, сколько денег из казны будет получать на старости лет
чиновник этих ведомств.
«Одни разговоры, никаких предложений»
Как стало известно «Труду», в понедельник днем Минздрав созвал экстренное совещание,
в ходе которого шло обсуждение появившегося в прессе варианта проекта пенсионной
реформы и опровержения опубликованной утром информации. О том, каких еще сюрпризов
ждать будущим пенсионерам и почему окончательного варианта реформы до сих пор
нет, рассказал первый
вице-президент Национальной ассоциации пенсионных фондов Юрий Люблин.
«Еще в ноябре на международной конференции по пенсионным вопросам прозвучал тезис
о том, что Минздрав расписался в своей неспособности разработать полноценную концепцию
реформы. Система четко работала: сегодня одно предложение, завтра его опровержение.
Сначала говорили, что нужно увеличить возраст выхода на пенсию, потом сказали:
„Нет, не надо“. То же самое — с трудовым стажем.
С формулой расчета пенсии — та же история. Воронин (заместитель главы Минздрава. — „Труд“) ее комментировал, но ничего нового в ней нет, все та же возможность Минздрава
регулировать ее так, как ему хочется. Генеральной идеей остается отмена накопительного
компонента. Больше ничего нет, никаких реальных предложений, одни разговоры. Предложение —
это, например, „
Стратегия-2020“. И дело не в том, плохая она или хорошая, но ее можно обсуждать, потому что
она конкретная. А здесь единственное, за что выступают последовательно,-либо ликвидация
обязательной части накоплений, либо ее сокращение. То есть идея получить как можно
больше взносов, которые не дадут реального увеличения пенсий. Очень циничная идея.
Уверен на 200%, что в том виде, в котором сейчас преподносится реформа, она не будет
принята. Но если принять то, что в течение всего времени предлагает Минздрав,
мы так и будем существовать в ситуации, когда ни один работник не будет знать,
какая пенсия его ждет, а знать об этом будет только
какой-нибудь чиновник».
Александр Проценко,
экономический обозреватель «Труда»
|