|
17.03.2014 Очищенное привлечение
Свежая статистика Пенсионного фонда России (ПФР) наглядно показала, какую роль
в рекордном прошлогоднем привлечении новых клиентов в негосударственные пенсионные
фонды (НПФ) сыграла активность граждан, а какую — агентов НПФ. Как только для
перевода накоплений стал необходим визит в отделение ПФР, поток новых клиентов
в НПФ сократился на порядок.
О том, что темпы привлечения клиентов в НПФ снизились почти в десять раз, в пятницу
сообщил зампред правления ПФР Николай Козлов. По его словам, за январь—февраль
этого года объем заявлений граждане в ПФР о переходе в НПФ составил лишь 12% от
показателя за первые два месяца прошлого года. В ПФР оговариваются, что оценка
предварительная, так как основана на показателях лишь нескольких регионов. За
первые два месяца 2013 года в ПФР поступило 128 тыс. заявлений. Таким образом,
если все регионы показали примерно одинаковые результаты, то на 1 марта 2014 года
только немногим более 15 тыс. граждан заявили о выборе НПФ. "В прошлом году люди
торопились перевести накопления, особенно в конце года. А сейчас ажиотаж спал",—
пояснил Николай Козлов.
Данные ПФР говорят в первую очередь о реальной активности граждан по переводу
своих пенсионных накоплений. Напомним, что в этом году пенсионные фонды лишились
возможности самостоятельно заверять заявления граждан, что, безусловно, усложняет
процесс перехода в НПФ. Теперь, чтобы подать заявление, гражданин должен сам обратиться
в ПФР. Хотя есть граждане, которые действительно озабочены судьбой своих накоплений,
многомиллионные привлечения в НПФ были обусловлены в первую очередь активностью
агентов фондов.
Вместе с тем НПФ стараются стимулировать граждан переводить к ним свои пенсионные
накопления в условиях жестких ограничений. "После вступления в силу законодательных
изменений фонды первое время полагали, что возможности работать с гражданами нет,—
отмечает президент НПФ "ЛУКОЙЛ-Гарант" Сергей Эрлик.— Однако, внимательно почитав
законы, мы ободрились". Он уточняет, что фонды могут убеждать граждан дойти до
ПФР и подать заявление, а затем позвонить и удостовериться, что клиент это сделал.
"Конечно, удается привлечь значительно меньшее количество клиентов, чем раньше,
но больше, чем мы ожидали в текущих условиях",— добавляет господин Эрлик. Еще
один вариант — заверение заявлений нотариусом, что, впрочем, предполагает дополнительные
затраты для НПФ. "В режиме масс-маркета это не работает,— сетует исполнительный
директор НПФ "КИТ Финанс" Антон Шпилев.— Если не будет изменений в законодательстве,
если хотя бы банкам не дадут возможности принимать заявления, максимально рынок
привлечет 3-4 млн граждан, не больше". Напомним, на 21 января в ПФР поступило
15,9 млн договоров о переходе в НПФ.
Мария Ъ-Яковлева
kommersant.ru
|