26.03.2014 Национальная Пенсионная Ассоциация подготовила обращение в ЦБ РФ по рейтинговым агентствам
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна!
От имени Национальной пенсионной ассоциации обращаемся к Вам с просьбой
внести изменения в проект «Указаний об установлении дополнительных требований
к кредитным организациям, в которых размещаются средства пенсионных накоплений
и накопления для жилищного обеспечения военнослужащих» (далее Указания).
На наш взгляд, данное Указание обладает следующими существенными недостатками
и несет в себе угрозу финансовой стабильности рынку обязательного пенсионного
страхования.
Как следует из текста проекта Указания размещенного на сайте ЦБ РФ, кредитная
организация должна иметь рейтинг не ниже «BB-» по классификации Fitch и S&P
или не ниже уровня «Ba3» - по классификации Moody’s, рейтинг должен быть присвоен
хотя бы одним из этих агентств. При этом, как следует из проекта Указаний, рейтинги
российских агентств не учитываются.
В силу последних внешнеполитических событий считаем крайне недальновидным
и непоследовательным решением ставить развитие накопительного пенсионного обеспечения
в России в зависимость от мнения международных рейтинговых агентств, объективность
которых нельзя считать абсолютной и независимой от мнений национальных правительств,
в условиях продолжающихся обещаний последних о введении экономических санкций
в адрес нашей страны.
Использование рейтингов только этих трех указанных выше агентств ведет к целому
ряду негативных последствий:
1. Все эти агентства имеют штаб-квартиру в США и соответственно все российские компании
работая с ними в России берут на себя политические риски. Так, после принятия
решения о вхождении Республики Крым в состав РФ сразу два из этих трех агентств
понизили прогноз по рейтингу России, несмотря на то, что на момент принятия такого
решения не было никаких отрицательных изменений в российской экономике, и ни одна
из стран не приняла никаких окончательных решений об экономических санкциях по
отношению к России. Кстати, в самих США аккредитовано десять рейтинговых агентств,
причем треть – не американского происхождения. А ЕС официально провозгласило цель
разрушить олигополию этих трех агентств и неуклонно ее реализовы вает. В случае
принятия нынешнего проекта Указаний Россия наоборот становится более уязвимой
для политического влияния из-за рубежа.
2. Перечисленные выше агентства предпочитают заключать договоры со своими клиентами
не в российской юрисдикции, а в британской или американской, со всеми вытекающими
из этого последствиями. Два из трех агентств вообще работают на территории России
исключительно через филиал и представительство. А это значит, что они фактически
неподконтрольны российским органам власти, не несут перед ними, а также российскими
эмитентами и инвесторами, никаких обязательств. В качестве примера последствий
такой бесконтрольности можно привести выдержку из типового контракта одного из
агентств: «Рейтинг представляет собой оценку на определенный момент времени. Агентство
не будет проводить мониторинг рейтинга, и поэтому эти рейтинги не будут обновляться
для отражения каких либо изменений обстоятельств или информации, способных повлиять
на присвоенные рейтинги» (орфография сохранена). При этом ни на сайте, ни в пресс-релизах
и комментариях ни регулятор, ни иные пользователи рейтинга не информируются о
данном обстоятельстве и в течение, как минимум, года пользуются заведомо недостоверной
оценкой.
3. К сожалению российские компании практически не используют российские рейтинговые
агентства для привлечения внимания к деятельности компании, участия инвесторов
в долгосрочных инвестиционных проектах, а услуги так называемых международных
агентств крайне дороги и не всегда учитывают особенности российского делового
оборота, что приводит к существенному сужению сферы их применения в РФ.
Именно поэтому, в целях развития конкуренции и поддержания финансового суверенитета
подавляющее большинство стран (прежде всего США, Евросоюз, Китай, Япония, Индия,
Бразилия и десятки иных) используют институт национальной аккредитации, который
необходимо развивать и в РФ.
В связи с вышеизложенным, просим Вас при подготовке окончательной редакции Указаний
уделить особое внимание развитию института аккредитации рейтинговых агентств в
России при ЦБ РФ. В частности должны быть определены более четкие и строгие требования
к рейтинговым агентствам. Одним из таких требований является обязанность вести
всю рейтинговую деятельность (присвоение и мониторинг рейтингов, принятие решений
по изменению рейтингов и их прогнозов) исключительно через российские юридические
лица. И соответственно, при строгом соблюдении всех норм и законов Российской
Федерации, с решением всех спорных вопросов в российских судебных и досудебных
инстанциях. Именно такие требования предъявляют к рейтинговым агентствам в США
и ЕС. В противном случае участники финансового рынка России могут стать заложниками
системы, управляемой извне, как это на днях произошло с платежными системами VISA и Mastercard. Возможно, для реализации этой деятельности будет целесообразно создать экспертный
совет по рейтинговой деятельности, с участием представителей рейтинговых агентств
и других участников финансового рынка в России. В результате такой политики, при
ЦБ РФ будут аккредитованы лучшие рейтинговые агентства, действующие в рамках российского
права. Скорее всего, среди них будут и дочерние структуры вышеупомянутых трех
агентств или некоторые из них.
Как логическое продолжение этих предложений, просим Вас заменить в проекте
Указаний упоминание конкретных агентств на ссылку об официально аккредитованных
Центральным банком РФ рейтинговых агентствах.
С уважением,
Генеральный директор __________________
/А.Е.Рабинович/
Скачать текст обращения в PDF(1,14Mb)
Ваш Пенсионный Брокер
(по информации НРА)
|