|
20.03.2012 Пенсионное перемирие не дожило до мая
Публикация доклада рабочих групп по коррекции "Стратегии-2020" де-факто отменила
негласный мораторий на обсуждение вопроса о пенсионной реформе. Дожидаться появления
нового правительства, для которого тема обещает стать одной из главных, игроки
не стали: обсуждение стартовало, и заместитель главы Минздрава Юрий Воронин уже
объявил — ведомство настаивает на рассмотрении вопроса в самом широком контексте.
Отложить обсуждение вопросов пенсионной системы до формирования в мае 2012 года
нового правительства РФ, как это предполагалось в январе-феврале этого года Минздравом,
не удалось. "Спусковым механизмом" для начала дискуссии, очевидно, стала публикация
на прошлой неделе доклада рабочих групп по коррекции "Стратегии-2020" (см. "Ъ"
от 17 марта). Команда экспертов под руководством ректоров ВШЭ Ярослава Кузьминова
и РАНХиГС Владимира Мау выдвинула на обсуждение Белого дома и Кремля инициативы
по возврату к налоговой схеме взимания соцплатежей, по квазидобровольным платежам
со средних зарплат, по снижению ставок соцплатежей с 34% до 26% и увеличению пенсионного
возраста. Вчера же в дискуссию включились первый заместитель главы ЦБ Алексей
Улюкаев, заместитель главы Минфина Сергей Шаталов, эксперты Экономической экспертной
группы и заместитель главы Минздрава Юрий Воронин — в основном собственными статьями
в СМИ.
В авторской статье в газете "Ведомости" Алексей Улюкаев подтвердил и развил ранее
высказывавшуюся позицию об интеграции Пенсионного фонда (ПФР) в бюджетную систему
РФ в более широкой концепции реформы бюджетной системы. Господин Улюкаев поддержал
упомянутую в докладе групп "Стратегии-2020" концепцию "бюджетных правил" расходования
нефтегазовых доходов федерального бюджета (в форме "таргетирования дефицита бюджета"
по аналогии с "таргетированием инфляции" ЦБ). Кроме того, он заявил о необходимости
возврата статуса налогов социальным сборам и администрирования их ФНС.
Во многом идея инкорпорирования ПФР в бюджет связана с внутриправительственной
полемикой вокруг "недобора" платежей в ПФР и другие внебюджетные фонды, связанные
с ростом бывшего ЕСН в 2011 году,— при плане роста сборов на 700 млрд руб. реальное
повышение сборов составило менее 400 млрд руб., констатировали вчера в комментарии
"Газете.ру" представители Экономической экспертной группы. Идея инкорпорирования
предполагает, впрочем, не только лишение ПФР самостоятельности (и подчиненности
Минздраву), но и прямое принятие бюджетом пенсионных обязательств — то есть формальную
смену модели пенсионной системы. Идею возврата ЕСН вчера в теории поддержал заместитель
главы Минфина Сергей Шаталов. "Думаю, что это не очень правдоподобно, хотя это
было бы, наверное, правильно",— заявил он РИА "Новости".
В итоге главный архитектор пенсионной реформы в Минздраве, заместитель главы
ведомства Юрий Воронин, был вынужден вступить в дискуссию — статьей в журнале
"Профиль". Господин Воронин настаивает на том, что инкорпорирование ПФР в бюджетную
систему нерационально и невозможно. По сути, предложено отложить обсуждение до
завершения общей дискуссии о новой модели роста ВВП, которая позволила бы закрыть
вопросы реформы пенсионной системы ростом реальных заработных плат. Схожие позиции
ранее высказывались помощником президента Аркадием Дворковичем и представителями
Минэкономики.
"Газетный" статус дискуссии о ПФР не позволяет говорить о том, что итоги полемики
повлияют на кадровые решения по новому правительству в мае 2012 года. Тем не менее
то, что полемику не удалось "закрыть" до инаугурации избранного президента, показывает:
несмотря на отставку вице-премьера Алексея Кудрина, для нового Белого дома пенсионная
тема будет, как и в 2006-2007 годах, одной из самых конфликтных.
|