На главную. Ваш Пенсионный брокер Вернуться на главную страницу    



























  Новости
28.03.2012 Охота на «молчунов»

Частный случай

Распорядиться накопительной частью пенсии каждый может на свое усмотрение. Будущий пенсионер самостоятельно выбирает форму обязательного пенсионного страхования: раз в год он может перевести накопительную часть пенсии из Пенсионного фонда России (ПФР) в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) или передать ее частной управляющей компании.

Конкуренция за клиента на рынке частного пенсионного страхования велика. Как правило, НПФ для привлечения граждан пользуются услугами агентов, физических или юридических лиц. При этом у будущего пенсионера есть риск столкнуться с неграмотными, а порой и нечистыми на руку агентами.

…С «пенсионной» проблемой на «горячую линию» Балтийской медиа-группы обратилась жительница Петербурга Марина, которая недавно устроилась на свою первую работу. На днях Марина отправилась в отделение пенсионного фонда в Калининском районе получать свидетельство пенсионного страхования (СНИЛС). «Приключения» начались с порога: прямо у входа в зал ее встретили две девушки, наперебой предлагающие застраховать будущую пенсию. «Они сказали - есть обязательная государственная программа страхования пенсий от инфляции», - пояснила Марина.

Услышав слова «обязательный» и «государственный», Марина, нимало не сомневаясь, подписала «Договор об обязательном пенсионном страховании между негосударственным пенсионным фондом и застрахованным лицом». Только из этого документа она узнала, что вторая сторона, оказывается, – НПФ «Норильский никель». «Но о переводе накоплений в частный пенсионный фонд мне не сказали ни слова», - удивлена Марина.

Девушка не указала в документе номер не полученного на тот момент СНИЛС – агенты попросили сообщить его позже. Но Марину смутили две вещи. Во-первых, отсутствие в договоре номера и даты. Хотя известно, что для перевода средств в НПФ в течение года можно написать сколько угодно заявлений - действительным будет последнее. Во-вторых, в графе, где указано уполномоченное должностное лицо НПФ (руководитель регионального отделения фонда по Петербургу), росчерк поставил сам агент.

Пенсия с расчетом

После этой встречи у Марины остался вопрос – какой фонд все-таки будет управлять ее пенсией, государственный или НПФ? СНИЛС в ее договоре не указан - но ведь узнать номер не составляет большого труда, рассуждала девушка...

В отделении ПФР по Калининскому району маме Марины информации по поводу будущей пенсии ее дочери не дали (по телефону). А в офисе регионального отделения «Норильский никель» по просьбе «БалтИнфо» провели проверку. Официальный представитель отделения фонда Надежда Дарвина заверила: договора, подписанного Мариной, у них нет. Либо он еще «не дошел», что менее вероятно. «Если в заявлении не был указан СНИЛС, договор недействителен», - подчеркнула Надежда Дарвина.

Она пояснила: все заявления по обязательному пенсионному страхованию проходят «двойной прогон»: подписавшему договор у агента звонят из отделения, а потом из офиса в Москве - удостовериться, что человек намерен доверить накопления этому фонду. Передумал – договор аннулируется. Марине из НПФ никто не звонил.

Кстати, для перевода накопительной части пенсии помимо договора наеобходимо заполнить и заявление (информация и бланки есть на сайте фонда). Марине заявления не предлагали.

Надежда Дарвина добавила, что девушка может принести в отделение свой экземпляр договора. Его изучат и проверят подпись «агента». Представитель фонда, к слову, не исключила, что Марине попался просто неопытный агент, который работал не очень грамотно.

Место встречи – изменить!

Очевидно, что такая встреча с агентом могла произойти где угодно, но не в отделении пенсионного фонда. «Я пыталась узнать, почему идет агитация в отделении государственного фонда, - рассказала «БалтИнфо» мама Марины. - Ответившая мне по телефону женщина молчала. А потом сказала: «Ну, у нас не базар». И все».

В отделении НПФ корреспонденту «БалтИнфо» сообщили: их сотрудники не работают с частными лицами в ПФР. Руководитель отделения ПФР в Калининском районе Ольга Шаулова подтвердила: представители негосударственных фондов раз в неделю – по средам – проводят семинары с работодателями. Но работникам фонда сложно проследить, «ловят» ли агенты посетителей в отделении, если через него каждый день проходят до тысячи человек. «Ноя уверена, что ваш случай – единичный, - отметила Ольга Шаулова в разговоре с корреспондентом «БалтИнфо». – После того, как к нам поступила информация об этом, я лично спускалась и смотрела, работает ли кто-то внизу». Шаулова подчеркнула, что по любому такому случаю, а также с другими вопросами граждане могут обращаться к сотрудникам отделений пенсионного фонда. Кроме того, в самих помещениях на стендах есть масса информации, которую стоит почитать будущим и настоящим пенсионерам.

…По словам Марины, она лично дважды за неделю сталкивалась с представителями НПФ в Калининском отделении. Ее подруга, получавшая СНИЛС в Красносельском районе, тоже столкнулась с агентами, настойчиво предлагавшими договор.

Пенсии под прикрытием

Обеспокоенность петербуржцев в связи с деятельностью агентов НПФ, даже в таких случаях, как у Марины - без видимых последствий, объяснима. Не так давно по стране прокатилась волна скандалов, связанных с «неожиданным» переводом накоплений в негосударственные пенсионные фонды. В 2011 году в ПФР после ежегодной рассылки «писем счастья» пришли тысячи заявлений возмущенных граждан, с удивлением узнавших о том, что они якобы писали заявления о переходе в частные фонды.

«Ложные» договоры в ПФР приходят от недобросовестных агентов. Средств честного и нечестного «отъема» много: от визита домой под видом сотрудника ПФР до подделки подписи гражданина. После серии скандалов, один из которых закончился уголовным делом, ряд фондов открыли call-центры, сотрудники которых обзванивают будущих пенсионеров. Но не все утруждают себя такой работой. Ведь это выгодно и агенту (он получит комиссионные), и фонду, который получит клиента.

Любой скандал, связанный с пенсионными накоплениями, - беда не только граждан, но и удар по репутации рынка негосударственных пенсионных услуг: паршивая овца стадо портит… Профессиональное сообщество предлагает ряд мер, которые помогут сделать эту сферу более прозрачной и облегчат жизнь и добросовестным представителям бизнеса, и будущим пенсионерам.

«Еще четыре года назад мы направляли в Минздравсоцразвития официальное письмо с предложениями о том, как совершенствовать нормативно-правовую базу работы с пенсионными накоплениями и ликвидировать те лазейки, которые позволяют действовать мошенникам», - отметил в разговоре с корреспондентом «БалтИнфо» советник президента Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Валерий Виноградов.

В феврале этого года НАПФ вновь направила пакет предложений в адрес Минздравсоцразвития, Минфина и Минэкономразвития. Прежде всего, НАПФ предлагает ограничить количество заявлений о передаче пенсионных накоплений. По мнению НАПФ, заявления следует подавать не чаще, чем раз в три года. Если средства переведены неправомерно, возвращать их в государственный фонд стоит сразу же (в течение месяца), а не на следующий год.

В законодательстве необходимо прописать понятие «агент пенсионного фонда» и установить для него ответственность, в том числе уголовную. «В 90% случаев агенты ответственности за свои действия не несут, поскольку реального материального ущерба для граждан их действия не наносят. Ведь деньги гражданина из системы никуда не исчезают – они продолжают оставаться на специальном лицевом счете, снять с которого человек их может только при наступлении пенсионного возраста», - поясняет Валерий Виноградов.

Наконец, эксперты предлагают ввести новый механизм заключения договоров об обязательном пенсионном страховании – через портал госуслуг с помощью универсальной электронной карты. Это позволит полностью исключить мошенничества с мнимыми договорами от граждан.

Вопросом чистоты рынка негосударственных пенсионных фондов озаботился и Минфин. На прошлой неделе министерство разместило на своем сайте проект закона, ужесточающий требования к работе с агентами. В нем говорится, что государственный пенсионный фонд может расторгнуть соглашение с НПФ при наличии судебных решений о неправомерном переводе накоплений. Это должно заставить фонды внимательней относиться к организациям, которых они «нанимают» для работы с населением.

В любом случае, нужно помнить: основной инструмент защиты от мошенничества или неграмотности агентов - это бдительность самого же будущего пенсионера. «Абсолютно всем надо помнить – нельзя подписывать документы, не ознакомившись с их содержанием. Не важно, кто их предлагает подписать – представитель государственного или частного пенсионного фонда, - говорит Виноградов. - За рубежом, где финансовая грамотность населения значительно выше, это правило выполняется неукоснительно. Но, видимо, должно смениться еще не одно поколение граждан, чтобы и у нас это правило было «в крови».

Напомним, в обязательном пенсионном накоплении участвуют все работающие граждане 1967 года рождения и младше. На накопительную часть будущей пенсии отчисляется 6% от их заработка.

В 2011 году, по данным ПФР, 4,5 млн человек перевели свои пенсионные накопления в частные пенсионные фонды. Несмотря на большое количество жалоб на неправомерный перевод пенсионных накоплений, всего 14,6 тысячи человек вернулись в ПФР или поменяли управляющую компанию.
 
Анна Беляева
baltinfo.ru


 
Яндекс цитирования src=http://counter.rambler.ru/top100.cnt?650876Rambler's Top100
© 2003-2014 «Ваш Пенсионный Брокер»
e-mail: «отправить сообщение»
Мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов статей, опубликованных на сайте.
При цитировании  информации гиперссылка на сайт Ваш Пенсионный Брокер  обязательна.