|
06.02.2013 Пенсионный разворот
Президент Путин притормозил еще одну инициативу премьера Медведева —
снижение накопительной части пенсии. Правда, под шумок развернувшейся
общественной дискуссии состоялось реальное повышение пенсионного
возраста для тех, кто хочет получать 40% от бывшей зарплаты. Независимые пенсионные фонды — последний сохранившийся в России
частный институт долгосрочного инвестирования денег в экономику — могут
вздохнуть спокойно. Власти, вознамерившиеся было обернуть вспять
пенсионную реформу и "похоронить" накопительную часть, снова передумали.
На прошедшем в четверг расширенном заседании правительства президент
России Владимир Путин заявил о необходимости сохранить за россиянами
право выбора в пользу накопительной части пенсии и после 1 января 2014
года и потребовал от министров обеспечить необходимые условия.
В 2012 году на пенсию вышли первые "накопители". Но цифры их вряд ли
могли порадовать: в среднем накопительная часть не превысила 500 рублей,
а доходность в управлении оказалась ниже инфляции. Хранить деньги в
банках сейчас даже выгоднее — ставки по депозитам в ряде случаев
превышают официальную инфляцию. В конце прошлого года были приняты поправки в пенсионное
законодательство, причем реформу утвердили без общественного обсуждения.
Правительство пришло к выводу, что накопительная часть гарантирует
меньший доход, чем солидарная. Потенциальные пенсионеры должны были
выбрать: либо направлять деньги (4% заработной платы) в
негосударственный пенсионный фонд, либо в государственный Пенсионный
фонд. Также россиянам предстояло определиться, направлять ли на
накопительную часть 2% или 6% страховых взносов. Принять решение нужно
было до 1 января 2014 года, причем у "молчунов" накопительную часть
пенсии предполагалось автоматически сократить до 2%.
Пока шло широкое обсуждение этой темы, мало кто заметил, что
параллельно был увеличен нормативный трудовой стаж — до 40 лет. Он
необходим для того, чтобы человек мог получать высокую пенсию — до 40%
прежнего заработка. То есть все выпускники вузов, даже если начнут
работать после окончания учебы, смогут рассчитывать на такой доход,
выйдя на пенсию не раньше, чем в 61 год. Мужчинам это добавляет всего 1
год в пенсионный возраст, а вот женщинам — уже 6 лет. В четверг президент оставил нерешительным гражданам больше времени на
размышления, сняв ограничения по сроку принятия решения. Однако по сути
ничего положительного ни для будущих пенсионеров, ни для государства в
общем-то не произошло. "Дыры" в бюджете Пенсионного фонда никуда не
делись, и как теперь правительство будет их латать, непонятно. "Судя по
всему, президент пошел на поводу у либерального крыла правительства,
которое активно поддерживает идею сохранения накопительной части пенсии,
даже несмотря на тот факт, что сама пенсионная реформа оказалась
провалена, дефицит Пенсионного фонда приближается к 1,7 трлн рублей (или
3% ВВП), доверие будущих пенсионеров к пенсионной системе подорвано, а
удельный вес россиян в нетрудоспособном возрасте увеличится с 22%
сегодня до 30% к 2020 году, что разбалансирует пенсионную систему еще
больше", — полагает старший аналитик ИК "Риком-Траст" Владислав
Жуковский.
Тем не менее, реальные механизмы решения этой проблемы управления
государственными финансами существуют. "Дефицит Пенсионного фонда при
хроническом профиците федерального бюджета (1,4% ВВП по итогам 11
месяцев 2012 года) — это в чистом виде бухгалтерская задача, которую
должны уметь решать в правительстве. Если действительно стоит задача
преодоления дефицита, то можно за счет снижения налога на прибыль и НДС и
одновременного повышения социальных платежей решить данную проблему.
Причем, ни бизнес, ни государство, ни население не пострадают", —
полагает Жуковский. Так, по его мнению, необходимо в первую очередь отказаться от
регрессивной шкалы налогообложения доходов и социальных взносов
физических лиц, при которой бедные и социально не обеспеченные россияне
платят за безбедное существование еще 5-10% сограждан. По оценке
Жуковского, реальная ставка налогообложения россиян с ежемесячными
доходами менее 1 млн рублей может достигать 43% (13% НДФЛ и 30%
социальные взносы), тогда как благодаря наличию верхнего и облагаемого
предела социальных платежей и НДФЛ нагрузка на фонд оплаты труда
состоятельной части общества не превышает 15%. Кроме того, у
сверхбогатых людей, живущих как рантье, налоги вообще могут быть ниже
6%, поскольку доходы по ценным бумагам облагаются совершенно по другим
ставкам.
Чтобы не задушить в зародыше нарождающийся средний класс, по мнению
эксперта, суммарную налоговую нагрузку на россиян с доходами менее 200
тыс. рублей необходимо снизить до 30%, а для тех, чьи доходы составляют
от 200 тыс. рублей до 1 млн, — оставить в неизменном виде.
Владислав Кузьмичев
rosbalt.ru
|