На главную. Ваш Пенсионный брокер Вернуться на главную страницу    



























  Новости
07.02.2013 Дестабилизационный фонд

Речь идёт о судьбе 4,5 триллиона рублей — деньгах, хранящихся в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния.

Вкратце обрисуем предысторию вопроса. Около десяти лет назад появился знаменитый Стабилизационный фонд. В 2008 году он был разделён на две части: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Первый из них призван закрывать возможные дыры в бюджете при кризисных ситуациях, второй создан для софинансирования пенсионных накоплений и покрытия дефицита Пенсионного фонда.

На первое января этого года объём Резервного фонда составлял примерно 1,9 триллиона рублей, Фонда национального благосостояния — 2,7 триллиона. Всего же это более 150 миллиардов долларов. Для сравнения, это больше трети всех доходов федерального бюджета. Или же — 150 бюджетов Вологодской области.

Долгое время, пока министерство финансов возглавлял Алексей Кудрин, средства Стабфонда, а затем двух новых фондов считались неприкосновенными. Неоднократно подчёркивалось, что нефтегазовые доходы государства нельзя пустить на финансирование социальных программ, зарплаты или пенсии — это только подстегнёт инфляцию.

Теперь же государство предлагает новый, довольно неожиданный вариант: создать принципиально новую структуру и наделить её «функциями по размещению и учёту государственных финансовых активов». Рабочее название этой структуры — Росфинагентство, и по первоначальному замыслу она должна быть открытым акционерным обществом.

Что же это значит? Сейчас деньги обоих фондов хранятся в консервативных ценных бумагах, фактически — лежат мёртвым грузом, при этом от них методически отщипывает свой кусок всё та же инфляция. Теперь предлагается вкладывать деньги в конкретные инвестиционные проекты, разумеется — с соответствующими рисками. Пояснительная записка указывает на положительный опыт подобных организаций во Франции, Германии, Великобритании, Канаде, Сингапуре, Южной Корее, Кувейте и Арабских Эмиратах.

Однако идея мгновенно попала под шквальный огонь критики со стороны оппозиции. Известный оппонент Кудрина и его преемника Силуанова, депутат Оксана Дмитриева заявила, что происходящее — «рейдерский захват казны». Законопроект смог пройти первое чтение, опираясь на голоса одной лишь правящей партии. И «Справедливая Россия», и ЛДПР, и КПРФ, если не считать отдельных депутатов, проголосовали против.

«Колоссальные деньги, больше четырёх триллионов рублей, лежат мёртвым грузом. Когда создавался этот фонд, время было драматическое, кризис был на пороге, и предполагалось, что надо создавать какую-то подушку безопасности, которая позволила бы в критические ситуации пользоваться этими деньгами. Этот период прошёл, и сейчас, когда страна довольно устойчиво развивается, и её экономическое положение довольно устойчиво, имеет смысл использовать эти деньги на развитие инфраструктурных проектов, причём окупаемых», — сообщил депутат Госдумы от «Единой России» Вячеслав Позгалёв.

Он уточнил, что пока «речь идёт о принятии некой концепции по рациональному использованию средств». При этом закон подвергнут серьёзной критике и внутри правящей партии, а в решении бюджетного комитета сказано, что в таком виде он принят быть не может. В частности, депутатов не устраивает именно форма акционерного общества. Таким образом, с организационно-правовой формой новой структуры ещё предстоит определиться.

По словам Позгалёва, ко второму чтению необходимо внести в закон поправки, обеспечивающие прозрачность и эффективность расходования средств. «Одно из замечаний — закрепить функции контроля за Государственной Думой, и средства Росфинагентства определять в законе о бюджете. Условно говоря, надо будет построить трансконтинентальную автодорогу. Деньги эти должны быть заложены в бюджет и подконтрольны депутатам», — пояснил Вячеслав Евгеньевич.

«У нас создается впечатление, что кто-то из российских чиновников задумал осуществить грандиозный коррупционный проект, — заявил другой депутат от Вологодской области, член ЛДПР Сергей Каргинов. — Нам предлагают утвердить создание открытого акционерного общества, которое будет распоряжаться чуть ли не половиной российского бюджета. Раз это общество открытое, то что, кто-то в будущем планирует его приватизировать? Чтобы подобных вопросов не возникало, нужно было создавать федеральное государственное унитарное предприятие, которое уже никто не сможет вывести из-под контроля государства».

Кроме этого, в обосновании законопроекта сказано, что он «не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации». Однако в распоряжение фракции ЛДПР попал документ, согласно которому расходы на первый год существования Росфинагентства — полтора миллиарда рублей. «ЛДПР предлагает передать эти полтора миллиарда рублей на содержание детей-сирот. А вместо создания непонятной и непрозрачной финансовой организации возложить ее полномочия на Центральный банк. ЦБ обладает всей необходимой инфраструктурой и высококвалифицированными специалистами, чтобы справиться с этой задачей без привлечения дополнительных государственных средств», — заявил Каргинов.

Необходимо отметить, что проект закона оказался в Государственной Думе без широкого предварительного обсуждения. Наиболее резкими оппозиционерами даже высказывались предположения, что власть нарочно отвлекает внимание граждан громкими инициативами вроде запрета пропаганды гомосексуализма, чтобы без лишних хлопот решить судьбу бюджетных триллионов.

Так это или нет, судить сложно. В течение тридцати дней после первого чтения думскому комитету по бюджету и налогам предстоит собрать замечания к проекту, затем закон ожидает второе чтение. И в любом случае голосов «Единой России» хватит для его прохождения через парламент.

Иван Беляев


Мнения

Оксана ДМИТРИЕВА, депутат Госдумы от «Справедливой России»:

— Все эти годы нас убеждали, что деньги, вырванные от первоочередных потребностей и хранящиеся в Резервном фонде, — это деньги, которые будут нам нужны на черный день для финансирования дефицита бюджета. Нас настойчиво убеждали в том, что нужно недоедать, не долечивать, не дофинансировать образование, не достраивать дороги и не доремонтировать жилье, а вкладывать все деньги в Резервный фонд. Теперь с еще большей настойчивостью нас убеждают принять законопроект о передаче этих средств в акционерное общество. То есть конституционные полномочия правительства передаются на аутсорсинг, государство становится брокером, а средства налогоплательщиков по-прежнему не будут направляться на решение экономических и социальных проблем: на жилье, дороги, образование, здравоохранение, капремонт.

Константин ВЫШКОВСКИЙ, директор департамента государственного долга и государственных финансовых активов Министерства финансов:

— Строго говоря, риск, связанный с обесценением либо активов, в которые вложены средства, либо вообще утраты самих средств, он присущ, свойственен любой деятельности по управлению этими средствами. Даже если мы не управляем этими средствами, и они просто лежат на счетах, мы всё равно принимаем на себя риск определенной потери, определенного снижения рыночной стоимости этих средств. Мы считаем, что применение новых инструментов для вложений средств фондов позволит увеличить доходность при безусловном сохранении накопленных средств. Мы считаем, что сегодня это сделать не просто возможно, а необходимо.


region35.ru



 
Яндекс цитирования src=http://counter.rambler.ru/top100.cnt?650876Rambler's Top100
© 2003-2014 «Ваш Пенсионный Брокер»
e-mail: «отправить сообщение»
Мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов статей, опубликованных на сайте.
При цитировании  информации гиперссылка на сайт Ваш Пенсионный Брокер  обязательна.