Вчера совещание у первого вице-премьера Игоря Шувалова распределило полномочия
по регулированию, контролю и надзору на финансовых рынках между Банком России
и правительством. В части пенсионных фондов контроль полностью достанется ЦБ —
в ведении правительства останется только Пенсионный фонд РФ. Также ЦБ будет регулировать
все коммерческое страхование. За Белым домом останется только обязательное медицинское
страхование и страхование военнослужащих, по которым последней инстанцией выступает
бюджет. Споров на рынке такое решение не вызвало — его участники сходятся на том,
что результаты "покажет время", а единый регулятор лучше двух.
На вчерашнем совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова обсуждали распределение
полномочий будущего единого регулятора. Изначально предлагалось сохранить за правительством
все нормотворчество в части обязательного страхования (речь идет об ОСАГО, обязательном
страховании ответственности владельцев опасных объектов и др.), а все виды добровольного
страхования отдать под контроль ЦБ. Однако Игорь Шувалов предложил альтернативный
вариант разделения полномочий создаваемого за счет включения ФСФР в подчинение
ЦБ единого регулятора. Первый вице-премьер предложил разделить виды страхования
не по обязательности, а "по экономическому принципу". В секретариате господина
Шувалова пояснили: все виды страхования, которые строятся по канонам классики
экономики страховщиков, должны отойти к ЦБ, а те, где страховщики выступают по
сути агентами правительства (ОМС, страхование военнослужащих и т.п.), останутся
в ведении правительства. По словам представителя первого вице-премьера, новые
виды страхования в этой логике распределятся по той же схеме — "коммерческое"
страхование, предполагающее оценки рисков и создание резервов, будет попадать
в ведение ЦБ, а "квазистрахование", по которому последней инстанцией выступает
бюджет,— под контроль Белого дома. Этот вариант и был поддержан участниками совещания.
Ту же логику Игорь Шувалов предложил применять и в распределении между единым
регулятором и Белым домом полномочий по регулированию управления пенсионными накоплениями
граждан. Так, полномочия по регулированию деятельности НПФ в части добровольного
пенсионного страхования, накопительного пенсионного страхования отойдут мегарегулятору
("единому регулятору в рамках ЦБ", поправляют в правительстве), а за Белым домом
останется контроль Пенсионного фонда (ПФР). На вопрос "Ъ", получит ли ЦБ полномочия
по контролю Внешэкономбанка в части управления деньгами "молчунов" (сохранивших
накопительную часть пенсии под управлением государственной УК), в секретариате
господина Шувалова сказали, что "вопрос так детально не рассматривался, но в общей
логике принятых решений эти полномочия должны отойти к единому регулятору".
В ВЭБе "Ъ" заявили, что улучшение контроля надзорных функций в госкорпорации
"приветствуется". Поддерживают предлагаемую конфигурацию и в Национальной ассоциации
пенсионных фондов (НАПФ). "Как на самом деле будет, покажет время. Регулирование
пенсионных фондов в РФ было двояким — в нем был и финансовый, и социальный аспект.
Сейчас ставится точка в статусе: НПФ — это финансовая организация",— заявил "Ъ"
советник президента НАПФ Валерий Виноградов. Он пояснил: "Ранее регуляторы не
могли договориться — из-за этого во время кризиса в 2008 году потери фондов составили
в среднем 30%. А во время дефолта 1998 года они не потеряли ничего — тогда ими
занималась одна инспекция при Минтруде, в течение нескольких часов решившая вопрос
о перекладывании активов фондов".
Участники вчерашнего совещания называют выводы собрания "рабочим моментом" и
утверждают, что окончательная конструкция по распределению полномочий внутри мегарегулятора
еще не ясна. Тем не менее распределение полномочий по экономическому принципу
будет протокольно зафиксировано и уже сегодня на заседании рабочей группы в Минфине
будет рассмотрено с целью включения в законопроект. По словам собеседника "Ъ",
присутствовавшего на совещании, остается проработать решения по менее масштабным
вопросам, к примеру, техосмотр — в настоящее время ФСФР проверяет страховщиков
на предмет соблюдения закона о ТО, но нет определенности, будет ли эта обязанность
закреплена в новой конструкции за ЦБ.
Нет окончательного решения и в вопросе существующего бюджета ФСФР. По словам
информированного источника "Ъ", тема сейчас изучается. "Смета ФСФР устанавливается
на год (законом о бюджете.—
"Ъ"), а переход службы под контроль Банка России произойдет в третьем-четвертом
квартале. Тогда же будет происходить окончательный расчет с уходящими сотрудниками.
Вероятнее всего, "хвостов" не останется. По крайней мере переводить в ЦБ бюджетные
средства, закрепленные за ФСФР, не планируется",— говорит собеседник "Ъ". Отметим,
что такой подход позволит Минфину сэкономить и 17,2 млрд руб., заложенные в проект
госпрограммы "Развитие финансовых и страховых рынков и создание международного
финансового центра" до 2020 года (см. "Онлайн" от 14 февраля) на содержание службы.
Олег Сапожков, Татьяна Гришина