|
20.02.2013 Пенсионная реформа: возврат к советской модели неминуем?
Громыхнувший в минувшую пятницу в челябинском небе метеорит если и не стал символом
Красноярского экономического форума, то уж на «знамение» местного значения вполне
может потянуть: именно в этот день Минтруда озвучило выстраданные в бесконечных
дискуссиях магистральные параметры разрабатываемой пенсионной формулы, страстям
и домыслам вокруг которой позавидует иное светское событие.
И, опять же (чем не знамение?), чиновники все же нашли в себе силы признаться,
что без должной опоры на федеральный бюджет дела тут как по маслу не пойдут. Он,
многострадальный, так и остается той каменной стеной, которая и прикроет, и согреет.
Положиться на него в Минтруда предлагается и теперь: именно из средств бюджета,
сообщил в презентации формулы замглавы ведомства Андрей Пудов, будет оплачиваться
базовая часть пенсии. Напугал, видать, небесный пришелец: нет настроя на лукавства
и изящные обороты перед лицом неизбежного...
Конечно, мы слегка утрируем, но и впрямь, похоже, воздух в России насытился чем-то
таким, что в наших славных ведомствах пошло-таки пока робкое поветрие – при принятии
решений как минимум учитывать положение тех, на ком они отразятся непосредственно.
И продекларированная в ходе презентации уверенность, что новая формула призвана
стать «понятной гражданину и позволять легко подсчитать размер будущей пенсии»,
достойна, наверное, искренней похвалы. Но только, чур, если они в Минтруда это
все серьезно, а не очковтирательства ради.
Пока что признание активной роли бюджета в формировании будущего пенсионеров
есть лишь лучик надежды в мраке реальности. А она такова, что, согласно уже имеющейся
Стратегии развития пенсионной системы до 2030 года, минимальный стаж для получения
полной трудовой пенсии составляет 35 лет, а минимальный стаж «для вхождения в
систему» – 15 лет. А в возможности увеличения пенсионного возраста в свете всего
вышеперечисленного даже уже и сомневаться как-то неприлично. Но... терпеливо ждем
новых откровений из правительства. И знамений.
Предложения Минтруда по новой пенсионной формуле в беседе с обозревателем KM.RU
прокомментировал директор Института социальной политики и социально-экономических
программ НИУ «Высшая школа экономики», доктор экономических наук Сергей Смирнов:
– Честно говоря, было бы даже странно, если бы все эти бесконечные дискуссии
о направлениях развития пенсионной системы завершились как-то иначе. Предложенная
система представляется более простой для пенсионеров в том смысле, что в пенсионной
формуле предлагается учитывать меньшее число рисков. Зная, сколько мы выплатили
на страховую часть государственной трудовой пенсии, зная наш пенсионный капитал,
зная некие показатели, которые заложены в пенсионную формулу, мы делим одно на
другое и узнаем размер нашей месячной трудовой пенсии. А дальше, как говорится,
фигурантом процесса уже становится государство – точнее, те средства, которыми
оно распоряжается через федеральный бюджет.
Сейчас, как известно, также существует базовая часть пенсии, которую правительство
регулярно индексирует. Размер и регулярность этой индексации никак не зависят
от наших с вами трудовых усилий: это – некое социальное пособие, если хотите.
Другое дело, что, на мой взгляд, нужно задаться вопросом: а нужно ли при таком
подходе вообще сохранять это социальное пособие, поскольку к собственно пенсии
это уже не имеет никакого отношения? Это скорее некая доплата к пенсии, но тогда
ее так и надо называть. Ведь сейчас, как мы знаем, существуют некие социальные
доплаты к пенсиям тем неработающим пенсионерам, которые за весь свой стаж заработали
себе на выплаты ниже прожиточного минимума в данном регионе. Соответственно, им
полагаются доплаты до достижения этого уровня.
Мне кажется, что и в перспективе из бюджета надо бы доплачивать не всем подряд
пенсионерам, а именно тем, которые имеют низкий уровень пенсионного обеспечения.
И вообще тогда имеет смысл ликвидировать базовую часть, переведя ее в форму социальной
защиты. Либо мы имеем «советскую» модель, когда федеральный бюджет будет брать
на себя ответственность за содержание пенсионеров. Но тогда непонятно, зачем было
тратить впустую столько времени, к чему на протяжении стольких лет нужно было
столько горячих дискуссий, столько обсуждений, чтобы в итоге вернуться к той же
самой системе...
Что касается накопительной части, то далеко не все из нас могут спрогнозировать
все возможные риски, рассчитать, сколько у нас будет накоплений к моменту нашего
выхода на пенсию. Рассчитать это будет сложно и теперь. Перед нами – все та же
магистраль этой самой пенсионной реформы: непредсказуемость, отсутствие гарантий
по доходности и так далее. Все это будет подталкивать значительную часть людей
к решению о выходе из участия в накопительной части, поскольку каждый такой отказавшийся
будет резонно полагать, что пусть выплаты на выходе будут и поменьше, но, по крайней
мере, в рамках выплат по страховой части государственной трудовой пенсии они будут
гарантированы.
Так что ждать революционных прорывов с точки зрения увеличения уровня пенсионного
обеспечения, конечно же, не стоит. А с другой стороны, государство при предлагаемой
новой системе, не побоюсь этого слова, еще сильнее «подсадит» на себя будущих
пенсионеров: ведь объективно вырастет наша зависимость от того, как и в каких
размерах будет индексироваться базовая часть. Будут пенсионеры вести себя хорошо
– и пенсии будут индексироваться хорошо... То есть никаких гарантий, опять же,
нет.
Получается достаточно парадоксальная ситуация: да, накопительная часть пусть
даже в негосударственном пенсионном фонде подвержена высоким рискам, но точно
так же мы не сможем прогнозировать и то, насколько государство может нас поддержать
за счет увеличения базы государственной трудовой пенсии. Так что говорить о том,
что система абсолютно упрощается, я бы не стал: мы ведь все равно не будем знать,
сколько мы будем получать после выхода на пенсию.
– В марте, как ожидается, в Думу будет внесен законопроект о гарантиях пенсионных
накоплений. Предполагается, что будет создан некий гарантийный фонд, управлять
которым доверят Агентству по страхованию вкладов. Быть может, это хоть как-то
повысит гарантии?
– С точки зрения гарантии сохранности начальных средств, конечно, это будет работать.
У Агентства по страхованию вкладов как-никак есть серьезный опыт успешной работы.
Но в том, что касается доходности накоплений, уже не может быть никаких гарантий
по определению, – просто потому, что рыночная экономика все-таки определенно отличается
от плановой, и мы не можем ожидать, что, например, доходность в этом и в следующем
году составит определенный процент. В этом нет вины государства: это всего лишь
такая особенность рынка, проявляемая в данном конкретном случае.
km.ru
|