К 2015 г. суверенный рейтинг России может быть повышен с нынешних ВВВ до А, не
исключает S&P. А вот дальше может и упасть до спекулятивного.
Россия — одна из быстро стареющих стран: к 2050 г. ее население сократится до
116 млн человек, или на 0,4% ежегодно, а соотношение людей старше 65 лет и людей
трудоспособного возраста вырастет с текущих 18 до 39%, посчитали аналитики S&P.
Расходы «на старость» удвоятся — до 25,5% ВВП, а чистый госдолг достигнет фантастических
585% ВВП. Есть и другой вариант — сбалансированный бюджет к 2016 г. Тогда правительство
становится чистым должником только в 2040 г. (15% ВВП, в 2050 г. — 124%). Несмотря
на улучшение пенсионной системы, России требуется больше реформ для устойчивости
госфинансов, заключают аналитики.
Рейтинг может быть повышен до А в 2015 г. в обоих вариантах и при сбалансированном
бюджете остается на этом уровне до 2050 г. А в базовом варианте снижается до спекулятивного
уровня в 2035 г.: чистый госдолг достигает 221% ВВП (в 2010 г. активы правительства
превышали его долг на 4% ВВП), процентные платежи — почти 10% ВВП (в 2010 г. —
0,6%), соцрасходы — 20% ВВП (в 2010 г. — 13%).
Подобные же проблемы предстоят большинству из 47 исследуемых S&P стран: к
2050 г. соцрасходы в странах Европы в среднем вырастут с 16 до 26% ВВП, в странах
с переходной экономикой — с 11 до 17%, в БРИК — с 8,7 до 16,3%.
Это гипотетический сценарий, а не прогноз о неизбежном массовом падении рейтингов,
оговариваются аналитики: вряд ли правительства позволят госдолгу выйти из-под
контроля. Сценарий призван показать масштаб предстоящих проблем и необходимость
дальнейшего затягивания поясов.
Негативного сценария можно избежать: создание рабочих мест принесет дополнительные
доходы, пенсионная реформа, повышение пенсионного возраста смягчят нагрузку на
бюджет, перечисляет Александр Морозов из HSBC. Ближайшая перспектива гораздо интереснее,
указывает он: рейтинг А — это серьезный прорыв, дающий возможность снижения стоимости
займов и доступа к более консервативным структурам, например средствам пенсионных
фондов. Сейчас разница спрэдов между бумагами суверенных эмитентов с рейтингом
ВВВ и рейтингом А — в среднем 100 б. п., между А и АА — 50-70 б. п., посчитал
Александр Апокин из ЦМАКП: «Хороший рейтинг существенно снижает текущие платежи».
Но при одном и том же значении рейтинга бывают разрывы до 100 б. п. в зависимости
от фискальных и макроэкономических показателей, сравнивает он.
Если у Ирландии до сих пор рейтинг уровня А, получить А для России только к 2015 г.
не совсем справедливо, указывает Юлия Цепляева из BNP Paribas. Массовое же снижение
рейтингов не имеет значения: просто сдвинется общая шкала «и А станет новым ААА».
Дефицита бюджета при цене нефти в $100 и росте ВВП на 5% не будет уже в этом году,
продолжает она. «А дожить до госдолга в почти 600% ВВП просто невозможно — и развалимся
раньше, и пенсии отменят», — иронизирует Цепляева.