На главную. Ваш Пенсионный брокер Вернуться на главную страницу    



























  Новости
11.02.2011 Татьяна Кайгородова: Не стоит платить деньги мошенникам

О том, как ситуация выглядит с точки зрения фонда, РБК беседует с председателем совета фонда Татьяной Кайгородовой.

РБК: Расскажите вкратце о сути конфликта.

Татьяна Кайгородова: Конфликт начался в конце 2008г. - начале 2009г. Компания "Вклад-Сибирь" была нашим агентом, привлекала для нас клиентов. Мы сотрудничали с ними с 20 июня по 20 октября 2008г. "Вклад-Сибирь" оказывала посреднические услуги по заключению с гражданами договоров обязательного пенсионного страхования. Желание перейти на обслуживание в наш фонд оформлялось в виде заполненного и подписанного договора. Однако осенью 2008г. выяснилось, что из 10 000 договоров, которые заключались при посредничестве "Вклад-Сибири", ПФ РФ принял только 6000. При этом услуги "Вклад-Сибири" за эти 10 000 договоров были оплачены "Социумом". Дальше - больше. В следующей порции заключенных при посредничестве "Вклад-Сибири" договоров мы обнаружили 713 случаев фальсификаций. Дальше, следуя букве нашего договора с "Вклад-Сибирью", мы прекратили оплачивать услуги этого агента (в соответствии с посредническим договором мы имели на это право, если выявится хотя бы один случай фальсификации).

РБК: Как это выяснилось?

Т.К.: В ходе контрольного обзвона клиентов. Это обычная практика: мы выборочно звоним людям, с которыми агент заключил договор, и спрашиваем, заключали ли они договор о переводе своих пенсионных средств в наш фонд. Оказалось, что граждане не только не заключали с нами договоры, но вообще никогда не слышали про НПФ "Социум". Выяснив, что значительная часть договоров - фальшивки, мы приостановили оплату услуг агента, так как они оказывали их недобросовестно. Тогда они подали на нас в суд иск на 40 млн рублей. Впоследствии они возбудили дело о нашем банкротстве, хотя это абсолютно не соответствует действительности: наших собственных средств и прибыли хватит на то, чтобы удовлетворить много таких претензий. Фонд "Социум" - это стабильная и прибыльная финансовая структура, которая не обладает никакими признаками банкротства. Кроме того, по нашему иску возбуждено два уголовных дела: одно - против компании "Вклад-Сибирь" как юридического лица, второе - против ее владельцев. Мы уверены, что имеем дело с мошенничеством. Если нам удастся это доказать, безусловно, это повлияет и на гражданский иск. Вопрос только в том, что рассмотрение уголовного дела может занять полтора-два года. Для сбора доказательств нужно провести почерковедческую экспертизу заключенных договоров.

РБК: А почему вы проигрываете суды, если мошенничество столь очевидно?

Т.К.: Видимо, здесь дело в осведомленности судей в вопросах, связанных с особенностями функционирования пенсионных фондов...

РБК: Вы сказали, что ваших средств хватит, чтобы удовлетворить их претензии. Может быть, лучше сначала заплатить, чтобы остановить дело о банкротстве, а потом через суд доказать мошенничество? А то получается, что вы не исполняете решение суда.

Т.К.: Наша принципиальная позиция состоит в том, что не надо платить деньги мошенникам. Если мы заплатим одним, пойдет вереница таких дел. Кроме того, если мы заплатим, "Вклад-Сибирь" исчезнет с этими деньгами. Даже если потом мы добьемся через суд признания их действий мошенническими, мы своих денег, скорее всего, больше не увидим. На это они и рассчитывают. Дело о нашем банкротстве - это, по сути, их шантаж, провокация. Они надеются именно на то, что мы посчитаем, что проще заплатить. На самом деле говорить о банкротстве просто смешно, об этом и речи быть не может. Наши собственные средства составляют 149 млн руб., прибыль от инвестирования пенсионных накоплений в 2010г. составила 500 млн руб. (при накоплениях в 5,4 млрд руб.), прибыль от размещения пенсионных резервов за прошлый год - 135 млн руб., ИОУД (аналог капитала, специфика пенсионных фондов) превышает 140 млн руб. Как видите, заплатить 40 млн для нас не проблема. Просто мы считаем, что платить мошенникам в принципе неправильно.

РБК: А у них все договоры фальшивые?

Т.К.: Нет, какое-то количество настоящих они предъявили. И за некоторые из них мы заплатили. Хотя повторюсь, что в соответствии с посредническим договором при выявлении одного фальшивого договора мы имеем право не платить за все.

РБК: Что будет, если вы проиграете высшую инстанцию?

Т.К.: Мы уверены, что суд, заседание которого назначено на 19 апреля, примет решение в нашу пользу.

РБК: А что будет, если какой-нибудь пенсионный фонд вдруг обанкротится? Что может грозить будущим пенсионерам?

Т.К.: Будущие пенсионеры никак не пострадают. Они будут получать уведомления с отчетами о доходности (те самые "письма счастья", которые приходят ежегодно по почте) от другого фонда. То есть их средства будут переведены в другой пенсионный фонд, а точнее - обратно в ВЭБ. Никакой угрозы для будущих пенсионеров банкротство фонда не представляет.

РБК: Насколько проблема, с которой столкнулся ваш фонд (фальшивые договоры с клиентами) характерна для пенсионного рынка?

Т.К.: Это довольно распространенная проблема. Фальшивые договоры иногда достигают у агентов 20% - это много. Мошенники обычно рассчитывают на то, что не все договоры будут проверяться на подлинность (проверку проводят выборочно), а также на то, что фонд сначала заплатит агенту, а потом будет обзванивать клиентов. В кризисный 2008г. мы решили сначала проверить, за что мы платим, а только потом заплатить. После случая с "Вклад-Сибирью" мы вообще решили приостановить активные продажи через агентов. В 2009-2010гг. мы действовали через свои структуры - наши отделения, страховых агентов дружественных компаний, которые наряду со страховыми продуктами предлагают и "пенсионку". Это не даст таких объемов, как агентские продажи, но зато все клиенты - реальные люди. Так надежнее.

РБК: А как скоро гражданин, которого недобросовестный агент "продал" какому-то пенсионному фонду, узнает о том, что его средства уже не там, где он думал?

Т.К.: Агент передает в НПФ договоры, а тот передает их в Пенсионный фонд РФ. Это поручения на перевод пенсионных средств в следующем году. Потом ПФР вносит эти договоры в свою базу и передает деньги в НПФ, обычно это бывает весной. А еще через год НПФ получит первый доход и направит этим новым вкладчикам уведомления о доходности ("письма счастья"). Вот и получается, что гражданин узнает, что он "сменил фонд" где-то через два года после того, как агент его "посчитал". И это в лучшем случае. Далеко не все читают уведомления ПФР, так что кто-то может вообще ничего не узнать.

РБК: Как, на Ваш взгляд, можно эффективно бороться с мошенничеством среди агентов?

Т.К.: Проблема в том, что их никто не регулирует. Должен быть контроль со стороны государства, лицензирование их деятельности. При большом количестве неправильно составленных анкет надо отзывать лицензию. Думаю, такая мера наиболее действенная. Кроме того, следует бороться с этим явлением в рамках саморегулирующихся организаций. В нашем случае это Национальная ассоциация пенсионных фондов (НАПФ). Мы сейчас ставим вопрос о регулировании этой деятельности перед ФСФР и обсуждаем меры с НАПФ. С мошенничеством надо бороться всеми доступными способами.
 
top.rbc.ru


 
Яндекс цитирования src=http://counter.rambler.ru/top100.cnt?650876Rambler's Top100
© 2003-2014 «Ваш Пенсионный Брокер»
e-mail: «отправить сообщение»
Мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов статей, опубликованных на сайте.
При цитировании  информации гиперссылка на сайт Ваш Пенсионный Брокер  обязательна.