|
18.02.2009 Позиция и предложение Национальной лиги управляющих по вопросам управления средствами ПФР
Финансовый кризис и снижение мировых фондовых индексов в 2008 году в значительной
степени повлияло на развитие российского фондового рынка и нанесло серьезный урон
всем его участникам. В том числе, и управляющим компаниям, которым необходимо
вынести уроки из сложившейся ситуации и извлечь важный опыт для будущего развития
системы накопительной пенсии.
При этом очевидно, что без серьезной работы над изменением российского законодательства
и расширением возможностей инвестирования средств пенсионных накоплений для управляющих
компаний добиться качественного улучшения результатов управления в 2009 году не
удастся.
Список претензий к частным УК, управляющим средствами ПФР, включает в себя:
1. Пассивность управления пенсионными накоплениями
2. Нарушение законодательных требований
3. Плохие результаты, которые показывают УК при управлении пенсионными накоплениями
граждан
Рассмотрим все претензии последовательно:
1. Изначально предполагалось, что пенсионные деньги являются «длинными», то есть
срок их инвестирования составляет не менее 15 лет. Поэтому было бы разумным строить
инвестиционную стратегию исходя из такого горизонта инвестирования в сочетании
с приемлемым уровнем риска и минимальными издержками на управление. Такая стратегия
не подразумевает большие обороты по сделкам купли/продажи ценных бумаг со средствами
ПФР, а наоборот – разумный подход на основе ежедневного мониторинга и анализа
ситуации.
2. По итогам 2007 года (данных на 2008 год пока нет) специализированным депозитарием
было выявлено 2018 нарушений законодательных требований. Из них 1 264 случая –
нарушений требований к структуре инвестиционного портфеля; 512 случаев – нарушений
требований к составу инвестиционного портфеля; 161 случай – нарушений требований
к совершению операций со средствами пенсионных накоплений; 76 случаев – нарушений
требований к управляющим компаниям, 2 нарушения требований к брокерам управляющих
компаний; 3 прочих нарушения.
Как показал анализ, нарушения требований к структуре инвестиционного портфеля
были вызваны повышением котировок акций компаний. И лишь небольшое количество
нарушений связано с приобретением ценных бумаг, что повлияло на увеличение доли
одного эмитента в инвестиционном портфеле. Как правило, нарушения требований к
структуре инвестиционного портфеля устраняются автоматически в результате увеличения
стоимости инвестиционного портфеля и вследствие снижения котировок.
Нарушения требований к составу инвестиционного портфеля допускались управляющими
компаниями в основном в случаях выбытия ценной бумаги из котировального списка
высшего уровня. Так, например, полученные в результате реорганизации компании
РАО «ЕЭС Россия» акции компаний ОАО «ОГК-5» и ОАО «ТГК-5» не были включены и не
включены до сих пор в котировальные списки высшего уровня. Отдельно стоит отметить,
что акции компании ОАО «Газпром» также не включены в котировальный список А1.
Нарушения требований к совершению операций со средствами пенсионных накоплений
включают в себя:
– несвоевременное предоставление первичных документов в спецдепозитарий
– нарушение срока расчета СЧА И РСА
– осуществление сделок с отклонением от рыночной цены более чем на 5% и прочее
Таким образом, большинство нарушений носят технический характер, что в большой
степени обусловлено волатильностью на рынке и изменением статуса эмитента. Как
правило, такого рода технические нарушения не наносят урона портфелю ПФР, а их
устранение, особенно на падающем рынке, чревато потерями для будущих пенсионеров.
3. В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 12 Закона № 111-ФЗ «Об инвестировании
средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»
от 24 июля 2002 года, договором доверительного управления предусмотрено, что управляющие
компании обязаны инвестировать средства пенсионных накоплений исключительно в
интересах застрахованных лиц только в разрешенные объекты, исходя из необходимости обеспечения надежности, ликвидности, доходности и диверсификации
в соответствии с инвестиционной декларацией, утвержденной в Приложении № 3 к Договору.
Важно отметить, что небольшой список разрешенных для инвестирования объектов
дополнительно ограничивается котировальным списком высшего уровня в разрезе субфедеральных
и муниципальных облигаций, облигаций российских хозяйственных обществ, а также
акций российских открытых акционерных обществ.
Выборочный анализ доходностей акций и облигаций котировального списка А1 (Предложения по изменению Постановления Правительства РФ № 379 от 30.06.2003 г.) , начиная с дат прихода средств от ПФР управляющим компаниям на протяжении всего
периода действия договоров доверительного управления от первого прихода 25 марта
2004 по прихода 31 декабря 2008 года показывает, что к декабрю 2008 года стоимость
акций и облигаций большинства эмитентов стала значительно ниже, чем в марте 2004
года, и даже вложения в наиболее консервативные инструменты не смогли обезопасить
пенсионные накопления.
Доходность государственных ценных бумаг снижалась на протяжении всего 2008 года,
не говоря уже о рынке корпоративного долга, где в декабре 2008 года были зафиксированы
первые дефолты по облигационным выпускам, отнесенным к высшим котировальным листам.
Учитывая все вышеприведенные данные, НЛУ подготовила ряд изменений и дополнений к действующему законодательству, в том числе по вопросу вознаграждения и готова активно взаимодействовать с ФСФР России, Министерством Финансов РФ и
Министерством экономического развития Российской Федерации по всем вопросам, связанным
с ходом реализации пенсионной реформы и управлением средствами пенсионных накоплений.
Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федерального закона «Об инвестировании
средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».
Предлагаемые изменения в Приказ Минфина России от 22.08.2005 г. № 107н «Об утверждении
стандартов раскрытия информации об инвестировании средств пенсионных накоплений»
Ваш Пенсионный Брокер
(по информации НЛУ)
|