На главную. Ваш Пенсионный брокер Вернуться на главную страницу    



























  Новости
16.01.2013 Минфин увидел в госгарантиях по пенсиям угрозу бюджету
Как выяснили «Известия», работа над законопроектом о создании гарантийного фонда для страхования пенсионных накоплений россиян натолкнулась на серьезные разногласия между Минэкономразвития и Минфином. Ведомство Андрея Белоусова настаивает на возмещении утерянной части номинальной суммы уплаченных на накопительную часть трудовой пенсии взносов сразу, в момент выхода человека на пенсию. Минфин, стоя на страже интересов бюджета, предлагает делать это только на этапе выплат, после исчерпания средств на счете. Это следует из материалов к согласительному совещанию (есть в распоряжении «Известий»), которое под
Новый год прошло у заместителя Белоусова Олега Фомичева.
Подготовленная Минэкономразвития редакция законопроекта предусматривает полное возмещение страховщику (Пенсионному фонду России или негосударственному пенсионному фонду) недостатка средств пенсионных накоплений, который может образоваться в результате снижения стоимости активов по отношению к номиналу уплаченных взносов. И произойти это должно на день назначения застрахованным лицам выплат за счет средств пенсионных накоплений.
 
Такой подход кажется Минфину весьма рискованным, поскольку, по мнению чиновников, объем возмещаемых средств только для одной возрастной группы застрахованных лиц, выходящих на пенсию после 2022 года, может существенно превысить расчетный объем гарантийного фонда.
Размер ежегодных отчислений в гарантийный фонд составит от 3 млрд рублей в 2013 году и до 9 млрд рублей в 2030-м. Страховаться пенсионные накопления будут следующим образом: если на момент выхода человека на пенсию сумма средств на его счете окажется меньше общей суммы уплаченных его работодателем взносов на накопительную часть трудовой пенсии, то есть если управляющие получили убыток, инвестируя пенсионные накопления, то эта разница компенсируется ему из гарантийного фонда. Эти гарантии будут распространяться на всех — и на «молчунов», чьими пенсиями управляет ВЭБ, и на клиентов частных НПФ и управляющих компаний, по аналогии со страхованием банковских вкладов. Важный момент — в законопроекте речь идет только о номинальной сохранности взносов, без корректировки на инфляцию.
Как считают в Минфине, такое полное возмещение не позволяет решить другую важную проблему — достаточности средств текущих выплат (по ним дефицит возникает также из-за снижения рыночной стоимости финансовых активов и при превышении фактического периода дожития пенсионеров над расчетным). 
 Поэтому Минфин предлагает включать механизм гарантирования при наступлении фактической нехватки денежных средств на этапе выплат. Чиновники Минэкономразвития раскритиковали предложение Минфина и категорически с ним не согласились. По их мнению, таким образом Минфин предлагает выплачивать гарантийное возмещение в неопределенно далеком будущем, и при этом непонятно, какие именно суммы возмещения будут подлежать выплате и в какой момент. Недопустимо переносить момент выплаты гарантийного возмещения в будущее, это приведет только к усугублению проблем риск-менеджмента, считают в Минэкономразвития.
— Поскольку речь идет только о восстановлении номинала, оба варианта не сильно рискованны для бюджета, особенно вариант Минфина, потому что он подразумевает, что пройдет еще некоторое время и номинальные взносы еще больше обесценятся, — считает бурей в стакане воды эту полемику завлабораторией бюджетного федерализма Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Владимир Назаров. — Но ни тот ни другой варианты не соответствуют интересам граждан, не смогут их в полной мере защитить, потому что граждане заинтересованы в восстановлении реальной стоимости накоплений, а не номинальной. Гарантийный фонд должен быть гораздо больше, и механизм гарантий должен быть намного сложнее, чем это сейчас предусмотрено.
Настоящие массовые выплаты накопительной части пенсии начнутся с 2032 года, уточняет эксперт, — тогда выйдут на пенсию те, кто начал работать в 2002 году.
По мнению ведущего научного сотрудника Российской академии государственной службы Татьяны Омельчук, вариант Минфина менее затратный для бюджета, потому что при нем гарантийный случай может не наступить, так как рыночная стоимость финансовых активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений, может вырасти.
— Изначально при обсуждении самой идеи гарантийного фонда речь шла о возмещении не номинала, а взносов с учетом инфляции, — напоминает эксперт. — Ситуацию потери номинала вообще нельзя допускать. Номинал может быть потерян только в случае недобросовестности управляющей компании или НПФ.
С ней соглашается Владимир Назаров. Как он отмечает, законопроект о гарантийном фонде призван застраховать граждан от недобросовестных НПФ с проворовавшимся менеджментом, а кризисы не способны поколебать систему, они будут оказывать влияние на нее только с 2040-х годов (до этого времени сумма взносов будет превышать сумму выплат).
Сколько приблизительно потребуется средств из бюджета для выплаты по гарантиям, пока сказать затруднительно.
— Никто не знает, в скольких процентах случаев потребуются такие гарантии, — говорит Владимир Назаров.
В обязательной накопительной системе уже находится более 2,2 трлн рублей пенсионных накоплений.
 


 
Яндекс цитирования src=http://counter.rambler.ru/top100.cnt?650876Rambler's Top100
© 2003-2014 «Ваш Пенсионный Брокер»
e-mail: «отправить сообщение»
Мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов статей, опубликованных на сайте.
При цитировании  информации гиперссылка на сайт Ваш Пенсионный Брокер  обязательна.