Об Антоне Дроздове публика впервые услышала осенью 2007 г., когда премьер-министр
Виктор Зубков распекал подчиненных на первом своем заседании правительства. Дроздова,
который тогда возглавлял департамент финансов и экономики, суровый премьер отправил
на Сахалин разбираться с ликвидацией последствий землетрясения, случившегося за
полтора месяца до заседания: «Пока деньги не будут туда направлены, чтобы он там
находился». Чиновник с задачей справился и летом 2008 г. получил повышение по
службе — возглавил Пенсионный фонд России. О том, что удалось сделать с тех пор,
Дроздов рассказал в интервью «Ведомостям».
— Весь этот год мы были включены в процесс разработки законов, корректирующих
пенсионную систему. В июле пакет законов был принят. Они содержат принципиальные
для пенсионной системы вещи: окончательный переход на страховые принципы, замену
ЕСН страховыми взносами с отменой регрессивной шкалы, создание механизма доведения
в стране пенсии до прожиточного минимума пенсионера в регионе. Созданы условия
для долгосрочной сбалансированности пенсионной системы за счет установления зависимости
между уровнями тарифа и пенсий. При этом функция контроля за взиманием страховых
взносов и выплатой пенсий передается в одни руки — государственному страховщику,
Пенсионному фонду России.
Еще я бы выделил повышение информационной открытости фонда. Наши продукты и нововведения
в пенсионной системе стали более понятными.
— В чем же это выражается?
— Например, в программу государственного софинансирования пенсий за 10 месяцев
вступило 1,5 млн человек. И это несмотря на кризис. Люди же вступили не потому,
что на досуге просматривали нормативные базы и увлеклись федеральным законом № 56. Мы
ведем планомерное и комплексное разъяснение тех выгод, которые эта программа дает.
И будем продолжать эту работу, особенно в части новых пенсионных законов.
— И есть деньги, чтобы всем обеспечить софинансирование?
— В бюджете 2010 г. на софинансирование пенсий запланировано направить из фонда
национального благосостояния 2,5 млрд руб. Государство, как и обещало, удвоит
взносы всех участников программы.
— А многие ли из граждан, подавших заявление на софинансирование, уже заплатили?
— С начала года участники программы перечислили почти 900 млн руб.
— То есть по 600 руб. на человека?
— Возможно, многие отложили платежи на конец года. Это их право. Главное, до
конца 2009 г. перечислить не менее 2000 руб. Только в этом случае участник может
рассчитывать на государственное софинансирование.
— Вернемся к нововведениям в пенсионной системе. Зачем они нужны?
— Если коротко, это комплексное решение трех задач: доведение действующих пенсий
до прожиточного минимума пенсионера в своем регионе, для будущих пенсионеров повышение
индивидуального коэффициента замещения заработка пенсией и, наконец, сбалансированность
самой пенсионной системы. Без перехода на страховые принципы пенсия окончательно
бы превратилась в социальное пособие и стала бы у всех примерно одинаковой. Но
пенсионная система не должна быть уравнительной.
— Частные управляющие компании (УК) жалуются, что работа с пенсионными накоплениями
себя не оправдывает — особенно по итогам кризисного 2009 года, когда подавляющее
большинство из них осталось вообще без вознаграждения.
— Сложившаяся на сегодня конструкция управления средствами накопительной части
изначально сложна. В 2002 г., когда запускалась пенсионная реформа, НПФ не были
в полном объеме готовы к этой работе. Их было мало, и они не могли работать с
клиентами в масштабах всей страны. Тогда и было решено предоставить людям возможность
передать пенсионные накопления напрямую в УК. Но с годами система НПФ получила
развитие, фонды окрепли. Так получилось, что УК в пенсионной системе представлены
дважды. Сейчас эта тема обсуждается — например, в РСПП уже предлагают схему упростить.
— Вы тоже считаете управляющие компании лишними?
— Граждане должны выбирать между ПФР, который передает пенсионные накопления
государственной управляющей компании, и НПФ, которые работают с частными УК без
взаимодействия граждан с УК напрямую. Конечно, такой переход осуществлен будет
не сразу — на ближайшие пять лет у нас соглашения с УК уже заключены. Кроме того,
это потребует изменений в законодательстве.
— А что будет с ВЭБом? Ведь новая формулировка закона уже допускает возможность
иметь на пенсионном рынке несколько государственных УК?
— Да, рассматриваются варианты иметь несколько государственных УК. Ведь для ВЭБа
функция инвестирования средств пенсионных накоплений изначально была дополнительной
и временной. В специальном постановлении правительства срок определен до 1 января
2014 г. Сегодня контракт с ВЭБом действует, он будет управлять средствами тех,
кто сознательно выбрал государственную управляющую компанию, и «молчунов».
— Если все это временно, то зачем ему было расширять инвестиционную декларацию?
— Основная причина — не погоня за доходами, а то, что существовавший набор инструментов
просто не успевал за объемами пенсионных накоплений. По нашим расчетам, к 2012 г.
в портфеле ВЭБа будет почти 2 трлн руб. — их невозможно и неэффективно вкладывать
только в государственные ценные бумаги, плюс эти деньги пойдут в российскую экономику,
что особенно актуально.
— Можно ли сказать, что в пенсионной реформе поставлена точка?
— Закреплено главное решение — переход на страховые принципы. Но есть еще вопросы,
которые требуют дальнейшего обсуждения, например, как сделать для граждан накопительную
часть более гибкой. Минэкономразвития сейчас готовит закон о порядке финансирования
выплат за счет средств пенсионных накоплений. Важно определить статус этих денег.
Ведь они расписаны по личным счетам граждан в ПФР, но одновременно являются собственностью
государства, и государство несет за них ответственность. Одно из предложений —
дать самому будущему пенсионеру право выбора принципа формирования накопительной
части.
— Всех волнует дефицит пенсионной системы. Он будет покрываться из федерального
бюджета?
— В 2009 г. федеральный бюджет отчисляет на покрытие дефицита ПФР 400 млрд руб.
На 2010 г. трансферты из федерального бюджета на покрытие дефицита ПФР, связанного
с выплатой пенсий, запланированы в 1,17 трлн руб., на 2011 г. — 662,4 млрд руб.,
на 2012 г. — 730,1 млрд руб. Причем расходы ПФР увеличатся с 4,33 трлн руб. в
2010 г. до 5,4 трлн руб. в 2012 г., т. е. покрываемый из бюджета дефицит снизится
в удельном исчислении.
Эта система самонастраивающаяся: есть прогнозы, есть актуарные расчеты, и можно
заранее думать, что менять — налоги, тарифы или размер индексации пенсий, стимулировать
более поздний выход на пенсию и т. д. И лишь в последнюю очередь прибегать к финансированию
из бюджета. Это я и называю балансом.
— В одном из последних выступлений президент сказал, что на модернизацию пенсионной
системы в 2010 г. будет направлено 600 млрд руб., а теперь вдруг — больше 1 трлн.
Почему?
— Экономическая ситуация сложная, налоговую нагрузку в 2010 г. решено не увеличивать,
а повышение пенсий — не останавливать. Увеличение тарифа страховых взносов в пенсионную
систему перенесено на 2011 г., и 670 млрд руб. — это стоимость такого переноса.
Еще 502 млрд руб. из федерального бюджета в 2010 г. направляется на валоризацию.
В любом случае невозможно за год получить работающую бездефицитную систему. Но
модель мы создали.
— Каков приемлемый уровень дефицита?
— Мы будем стремиться к бездефицитным бюджетам, но полностью достичь этого невозможно,
так как через Пенсионный фонд выплачиваются многие обязательства государства,
не связанные с пенсионной системой и не обеспеченные ее ресурсами. Например, социальные
выплаты и материнский капитал. Однако давайте посмотрим дальше. Число лиц, за
которых не отчислялись страховые взносы, будет уменьшаться. Накопительная часть
будет увеличиваться и снижать риски демографических спадов. Уровень зарплаты будет
увеличиваться. В дальнейшем все эти факторы должны воздействовать на то, чтобы
система была менее дефицитной.
— Единый социальный налог предполагалось заменить страховыми взносами, повышающими
фискальную нагрузку на предприятия. Это повышение отложено на год. Но не получится
ли потом, что зарплаты опять уйдут в тень и сборы в ПФР только уменьшатся?
— Колебания тарифа периодически происходят в ту или иную сторону. В 2004 г. тариф
(ЕСН) был 35,6%, потом его снизили до 26%. По данным же Росстата, в 2000-2008 гг.
доля скрытой зарплаты в ВВП почти не менялась, оставаясь на уровне 11% ВВП. Никаких
выдающихся результатов с точки зрения вывода зарплат из тени снижение тарифа не
принесло. И с переходом на систему страховых взносов ничего не изменится. Прежде
всего ЕСН входит в себестоимость, и расходы предприятий не так уж сильно увеличиваются.
Под существовавшую планку в 280 000 руб. в год на одного работника, с которых
взимался ЕСН, подпадало 80% зарплат, под планку в 415 000 руб. в год подпадает
больше 90% зарплат.
Важно другое. Многие предприятия еще 10-15 лет назад создавали НПФ и активно
оплачивают за работников негосударственные пенсионные программы в этих НПФ. То
есть сами работодатели считают размер выплат в пенсионную систему недостаточным.
Сумма этих доплат — около 500 млрд руб. в год и, по данным Минэкономразвития,
охватывает примерно 5-5,5 млн человек. В стране постепенно формируется новая культура
отношения к будущей пенсии. И у работодателей, и у работников. Люди уже привыкли
получать белые зарплаты, а предприниматели привыкли делать отчисления в Пенсионный
фонд. И, думаю, эта привычка тоже сыграет роль.
— Теперь ПФР придется самостоятельно заниматься сбором пенсионных денег, вы готовы?
— В этом нет ничего нового. С 1991 по 2002 г. ПФР уже занимался сбором пенсионных
денег, но назначение и выплаты пенсий проводили органы соцзащиты. Но не это явилось
причиной передачи нам функции администрирования. Основное — это необходимость
совмещения финансовых и инвестиционных потоков в системе обязательного пенсионного
обеспечения. Например, сейчас из-за информационного разрыва между сбором и выплатами
скопилось около 10 млрд руб. невыясненных платежей. То есть после разнесения по
счетам остаются деньги, а чьи они — неизвестно. Теперь законом установлено с 2010 г.
ежеквартальное разнесение средств по счетам граждан, что очень важно для своевременного
назначения пенсии и ее выплаты.
— Руководители государства заявляли, что благодаря новым законам средний размер
трудовой пенсии составит 40% от среднего заработка человека. Это довольно высокий
уровень, он действительно достижим?
— Это целевой уровень для тех, кто начал работать и, соответственно, отчислять
пенсионные взносы после 2002 г. При условии большого страхового стажа, регулярных
отчислений в ПФР с зарплаты, которая, в свою очередь, должна быть белой, при грамотном
управлении накопительной частью пенсии такой индивидуальный коэффициент вполне
достижим. Если участвовать в программе государственного софинансирования, добровольных
пенсионных программах НПФ, он может быть и выше.
Подчеркну, что речь идет об индивидуальном коэффициенте, т. е. для пенсии каждого
конкретного человека, а не в целом по стране.
— К людям старшего поколения это неприменимо?
— Сейчас большинство населения не имеет полного страхового стажа, ведь до 2002 г.
страховой пенсионной системы не существовало. Для них есть другой ориентир — прожиточный
минимум пенсионера. Мы планировали к 2020 г. достичь уровня трудовой пенсии в
2-2,5 прожиточного минимума пенсионера. С января 2010 г. проведем валоризацию
пенсионных прав, что повысит пенсию нынешних пенсионеров, у многих из которых
весь стаж «советский».