На главную. Ваш Пенсионный брокер Вернуться на главную страницу    



























  Новости
15.09.2009 Пенсионная система – миссия выполнима

Многие инструменты, в которые были вложены пенсионные деньги, сегодня показывают отрицательную доходность. Поэтому говорить о прибыльности накопительных пенсионных фондов (НПФ) не приходится. Естественно, это не может не вызывать озабоченности вкладчиков НПФ. Люди хотят иметь гарантии достойной жизни после выхода на пенсию. О том, насколько обоснованны тревоги казахстанцев, мы поговорили с председателем совета Ассоциации пенсионных фондов РК Айдаром Алибаевым

На месте шагом марш

– Как бы вы оценили нынешнее состояние накопительных пенсионных фондов?
– По сравнению с летом прошлого года, когда резко упала цена на нефть и снизилась стоимость акций крупных зарубежных и отечественных нефтяных компаний, сегодняшнее положение дел в накопительных пенсионных фондах, – я бы оценил положительно. Наступила ситуация выравнивания, и это внушает осторожный оптимизм.
– За 11 лет со дня введения накопительной пенсионной системы, ее не раз дополняли и стимулировали, но, несмотря на это, мы продолжаем говорить о снижении доходности НПФ. В чем причина столь длительного топтания на месте?
– Основная причина остается прежней – отсутствие надежных, доходных ценных бумаг. Кроме того, активы пенсионных фондов не вкладываются в реальный сектор экономики. На доходности сказался и всемирный финансовый кризис. Падение цен на нефть спровоцировало эффект домино. Упала стоимость ценных бумаг, а у наших пенсионных фондов в портфелях достаточное количество и без того низкодоходных инструментов.
– Зачем НПФ приобретали неприбыльные ценные бумаги? По каким критериям используются фондами пенсионные деньги?
– Многие пенсионные фонды аффелированы с банками и несвободны в выборе инвестиционной политики. Что им сказали покупать, то они и брали. Кстати, Агентство финансового надзора (АФН) выдвинуло требование к НПФ вкладывать 30 процентов пенсионных активов в госбумаги, хотя их доходность сегодня не превышает уровня инфляции. В пенсионных фондах это хорошо понимают, как понимают и необходимость поддержки отечественной экономики.
Где-то 20 процентов активов НПФ лежит на депозитах в наших банках. Их положение тоже хорошо известно. Что-то они понемногу кредитуют, но в основном затыкают свои собственные дыры и щели. Процентов 15–20 активов – в зарубежных ценных бумагах. Там доходность тоже маленькая. Оставшиеся 30 процентов распиханы по нашим акциям, облигациям. По большому счету, эти деньги тоже нигде не работают. При таких результатах, кроме топтания на месте, мы ничего большего ожидать от пенсионной системы сегодня не можем.

На проект надейся, а сам не плошай

– Как вы относитесь к предложению президента Союза финансистов РК Серика Аханова взять из пенсионной системы 406 млрд. тенге и с помощью такого финансового вливания оздоровить казахстанскую экономику?
– Это предложение, на мой взгляд, весьма непродуманно. В нем заложена опасность сохранности пенсионных накоплений. Слова о необходимости оздоровления экономики ничем конкретным не подкреплены. Это просто лозунг. К тому же у нас есть прецедент одного инфраструктурного проекта: участок железной дороги Шар – Усть-Каменогорск, реализованный за счет пенсионных активов.
Давайте вспомним, что там случилось. Компания-концессионер объявила технический дефолт и не выплачивает НПФ купонное вознаграждение по облигациям. Вот результат этого проекта. Его стоимость была в районе 20 млрд. тенге. Теперь эти пенсионные деньги, что называется, "подвисли". Нам остается надеяться, что они будут все-таки возвращены вместе с вознаграждением.
Господин Аханов предлагает миллиарды долларов отправить по этому же пути. Хорошо, но хотелось бы знать, на какие проекты возьмут деньги из пенсионных фондов? Кто конкретно будет подрядчиком? Кто по этим средствам будет выполнять обязательства? Да, у нас есть неплохие проекты, но все упирается в их реализацию. Не секрет, что на этой стадии многое решают взятки и откаты. Это сводит ценность любого проекта к минимуму. Значит, есть риск потери денег.
Я двумя руками за то, чтобы пенсионные деньги работали в реальном секторе нашей экономики, но начинать надо с поиска надежных профессиональных подрядчиков. Тогда можно будет рассчитывать на высокое качество работ. Учитывая степень рисков, надо привлекать к контролю над реализацией проектов общественность, экспертов, сотрудников правоохранительных органов. Иначе пенсионные деньги могут исчезнуть, словно вода в песке.
– Но ведь есть утвержденные правила по сохранности пенсионных накоплений. Разве этого недостаточно для безопасности вкладов?
– В нашем законодательстве действительно есть нормы, которые гарантируют сохранность пенсионных накоплений. Одна из таких норм – раздельное ведение бухгалтерий по пенсионным активам и по собственным средствам. Исходя из этого, паниковать не надо. Если даже с НПФ произойдет что-то непредвиденное, то его активы никуда не денутся. А вкладчикам будет предоставлена возможность перевести свои деньги в другой пенсионный фонд.
Если кто-то не воспользуется этой возможностью, то деньги автоматически будут переведены в Государственный пенсионный фонд. В любом случае у вкладчика есть право перейти из одного фонда в другой, но не более двух раз в год. Кроме того, существуют гарантии, что если доходность того или иного пенсионного фонда будет отрицательной, то государство сможет обеспечить его положительную доходность.

Какие секреты портфели хранят

– Руководство АФН недавно обвинило несколько пенсионных фондов в том, что они проворачивают махинации с ценными бумагами, в результате чего снижаются доходы вкладчиков. Как отреагировала на это заявление ассоциация пенсионных фондов?
– Речь идет о так называемых сделках не в интересах вкладчиков. Здесь я полностью поддерживаю АФН. Такие гласные публичные заявления очень эффективны. Пока это только предупреждение, за которым в случае продолжения нарушений могут последовать довольно жесткие меры.
Что касается наших действий, то как общественная организация наша ассоциация не может миловать или наказывать нарушителей. Во всем мире общественные организации не имеют реальных административных рычагов. Наша деятельность базируется на открытости и привлечении внимания общественности к тем или иным проблемам. Я считаю, что решение этой проблемы в компетенции надзорных органов.
– Сегодня вкладчики пенсионных накопительных фондов хотят увидеть содержимое инвестиционных портфелей НПФ. Иными словами, люди желают понять, на какие цели уходят их пенсионные накопления. Однако подавляющее большинство фондов отказывают им в этом. Отказ мотивируют тем, что наши вкладчики не имеют даже основ экономического образования, а потому все равно ничего не поймут. На чьей стороне стоите вы в этом вопросе?
– Когда человек обращается в любой из 14 действующих на сегодняшний день НПФ с требованием показать содержимое инвестиционного портфеля, то фонды не вправе ему в этом отказывать. Грамотный вкладчик или нет, это решать не фондам. Они должны давать людям интересующую их информацию. За рубежом инвестиционный портфель не является секретом для вкладчиков.
У нас же, как я уже говорил, не все фонды самостоятельны в принятии инвестиционных решений. Поэтому им не выгодна осведомленность вкладчиков. Ведь видя, что тот или иной НПФ неэффективно вкладывает активы, клиенты могут перейти в другие фонды. Естественно, что топ-менеджерам банков и НПФ это невыгодно.
– Как вам видится перспектива посткризисного развития отечественной пенсионной системы?
– С организационно-правовой точки зрения казахстанская пенсионная система достаточно обкатана. В целом она функционирует нормально. Все институты, возникшие после проведения пенсионной реформы, работают стабильно. Основная проблема, которую необходимо решать, – это инвестирование активов в реальный сектор.
Сейчас Нацбанк разработал черновой вариант посткризисного развития финансовой системы РК. Это говорит о том, что правительство думает о том, что будет завтра. Но не все зависит только от него. Взять ту же цену на нефть. Если она будет подниматься, то мы, как добывающая страна, можем рассчитывать на благоприятную экономическую обстановку. А если цена на энергоносители будет падать, экономический расклад будет другим.
Поэтому нам пора уходить от нефтяной зависимости. Казахстан может обеспечивать себя не только за счет углеводородов и металлов. Повторюсь, нам нужно развивать реальный сектор экономики. Поэтому принята программа индустриализации. Выполнить ее будет совсем не просто. Этот путь очень сложный, но единственный. Хотим или не хотим, но мы должны будем его пройти.
 
vecher.kz


 
Яндекс цитирования src=http://counter.rambler.ru/top100.cnt?650876Rambler's Top100
© 2003-2014 «Ваш Пенсионный Брокер»
e-mail: «отправить сообщение»
Мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов статей, опубликованных на сайте.
При цитировании  информации гиперссылка на сайт Ваш Пенсионный Брокер  обязательна.