Вчера Минтранс заявил, что 30 млрд руб. Пенсионного фонда России, находящиеся
в управлении Внешэкономбанка, будут направлены на строительство автодорог.
«Мы договорились с ВЭБом, что 20 млрд руб. будут израсходованы на дорогу Москва –
Санкт-Петербург, а ещё 10 млрд – на возведение трассы в обход подмосковного Одинцова»,
– рассказал министр транспорта Игорь Левитин, подчеркнув, что реализация проекта
начнётся уже в первом квартале 2010 года.
Финансироваться строительство будет из средств «молчунов», то есть тех 90% россиян,
которые оставили накопительную часть своей пенсии (в сумме это 343 млрд руб.)
в ПФР, а значит, в распоряжении государственной управляющей компании – ВЭБа.
Внешэкономбанк впервые воспользовался новыми правилами инвестирования пенсионных
накоплений, вступившими в силу 2 августа. До того он мог приобретать на деньги
«молчунов» лишь государственные бумаги, которые не приносили существенной прибыли
и не умножали накоплений граждан.
Поэтому руководство ПФР не раз заявляло о своей готовности вкладывать накопления
в инфраструктурные облигации, но только под государственную гарантию. Судя по
заявлениям замминистра финансов Александра Новака, в бюджет 2009 года будет включено
75 млрд руб. на госгарантии по инфраструктурным облигациям, а в 2010 году на эти
цели будет выделено 100 млрд руб. Будут предусмотрены гарантии и в иностранной
валюте: в 2009 году – $2,5 млрд, в 2010 году – $3,3 млрд. По расчётам правительства,
это позволит привлечь на проекты, которые сегодня не финансируются из-за отсутствия
ресурсов, средства пенсионных фондов и управляющих компаний.
«Длинных денег в экономике по-прежнему не хватает, а долгосрочные проекты реализовывать
надо, при этом пенсионные средства – серьёзный источник длинных денег», – считает
председатель ВЭБа Владимир Дмитриев.
Экономисты говорят, что правительству удастся убить сразу двух зайцев: и экономику
поддержать в трудное время, и россиянам преумножить пенсионные накопления. «Хотя
облигации покажут, скорее всего, невысокую доходность, но и риски будут минимальными:
ведь нет ничего надёжнее, чем госпроекты», – отмечает главный экономист УК «ФИНАМ
Менеджмент» Александр Осин.
По мнению руководителя Центра социальной политики Института экономики РАН Евгения
Гонтмахера, вложение в инфраструктуру всегда было прибыльным и перспективным мероприятием,
однако за реализацией строительства необходимо установить жесточайший контроль,
чтобы «пенсионные деньги не разворовали и дороги были построены».
Негосударственные пенсионные фонды также выразили желание поучаствовать в покупке
инфраструктурных облигаций. «Сегодня о них только говорят, но самих облигаций
ещё не выпущено, – сообщил «Гудку» председатель совета Национальной ассоциации
НПФ Константин Угрюмов. – Когда эти ценные бумаги наконец появятся, хочется, чтобы
их размещение было прозрачным и не являлось договорённостью между двумя чиновниками».