|
01.09.2008 Пенсии с танцами
Дефицитный налог
Вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин 18 августа представил информагентствам
проект бюджетной стратегии Минфина до 2023 года. В частности, министр рассказал
о предложениях Минфина по реформе пенсионной системы. Как известно, дефицит Пенсионного
фонда России (ПФР) в 2006—2008 годах покрывался средствами из находящихся под
управлением Минфина внебюджетных фондов. Кроме того, случались и прямые выплаты
в ПФР из бюджета. Теперь Минфин занялся еще и вопросами пенсионной реформы — кто
платит деньги, тот и заказывает музыку.
А музыка получилась довольно минорной. «Дополнительный взнос в пенсионную систему
в размере 3% налогооблагаемой зарплаты поможет гражданам моложе 1967 года рождения
накопить достойные пенсии», — считает Алексей Кудрин. «С 2010 года предполагается
взимать 3% от налогооблагаемой зарплаты как страховой взнос каждого гражданина.
Этот взнос предлагается брать до достижения зарплаты 1,1 млн. рублей в год. Предложенная
мера позволит финансировать текущие пенсии, а также обеспечить повышение накопительной
части пенсии будущих пенсионеров», — уточнил вице-премьер.
Кроме того, в Минфине предлагают увеличить пенсионный возраст. Увеличение может
начаться после 2015 года. Ежегодно к пенсионному возрасту будет прибавляться по
полгода, пока он не достигнет 62,5 лет для мужчин и 60-62,5 — для женщин.
Минфин планирует также использовать средства резервного фонда и фонда национального
благосостояния (ФНБ), предлагая фиксировать размер резервного фонда на уровне
не 10% ВВП, как сейчас, а 6%, увеличив ресурсы ФНБ и сделав его главной базой
финансирования дефицита пенсионной системы. Предполагается, что примерно до 2027
года за счет использования доходов и средств ФНБ на финансирование пенсионной
системы будет выделяться 0,6% ВВП. Тогда на пенсию начнут выходить граждане, родившиеся
после 1967 года и успевшие сформировать значительную накопительную пенсию. К тому
моменту средства суверенных фондов, возможно, уже закончатся.
Раздвоение планов
Предложение Минфина ужесточают афишированный 7 августа Минздравсоцразвития план
пенсионной реформы. Как известно, он предусматривал сохранение нынешнего уровня
пенсионного возраста и повышение ЕСН с нынешних 26% до 34%. План же Минфина сохраняет
ЕСН на прежнем уровне (возможно повышение лишь с 2020 года). Однако подоходный
налог для относительно молодых граждан предлагается увеличить с нынешних 13% до
16%.
Таким образом, план Минздравсоцразвития переносит основную тяжесть реформы на
работодателей, на бизнес, а план Минфина — на работников. В том же русле находятся
и планы повышения пенсионного возраста.
В Минздравсоцразвития планы по ущемлению социальных прав трудящихся пока официально
не комментируют. А неофициально говорят, что «идеи Алексея Кудрина — это обсуждаемые
рабочие предложения Минфина, а окончательные варианты схемы пенсионной реформы
правительство получит лишь к концу августа».
Опрошенные «Деньгами» эксперты практически единодушно признают правильность идей
Минфина в принципе.
Вячеслав Корпушенков, генеральный директор УК «Пенсионный резерв», полагает,
что «предложенный Минфином метод сокращения дефицита Пенсионного фонда — это верное
и разумное решение. Нагрузку по обеспечению старости наконец-то планируется частично
переложить с работодателя на работника. Дальнейшее увеличение налоговой нагрузки
на фонд оплаты труда неприемлемо для бизнеса и, видимо, было бы встречено им в
штыки. В то же время благосостояние населения в последнее время серьезно повысилось.
Теперь идея увеличения пенсионного возраста и дополнительного налога на будущую
старость может быть встречена населением более спокойно. Напомню, что Минфин предлагал
сделать нечто подобное еще три года назад. Но тогда, после волнений из-за монетизации
льгот, Минздравсоцразвития идею не поддержал. Теперь этого, по всей вероятности,
не произойдет. А потому инициативы Минфина имеют все шансы на успешную реализацию
в обозначенные сроки».
Военное положение
Спору нет, подоходный налог в России — самый низкий в Европе. Для сравнения:
во Франции он составляет 37,5%, в Германии — 41%. А так как к 2012 году соотношение
работающих и пенсионеров в России достигнет критической величины 1:1, то реформировать
пенсионную систему просто необходимо. По оценкам экспертов, при средней цене нефти
$85—100 за баррель (таков наиболее пессимистический прогноз) «подушки» нефтяных
доходов для сохранения приемлемого уровня социальных выплат хватит лишь до 2020
года.
С другой стороны, нефтяные доходы могут закончиться и раньше, поскольку направляются
на более актуальные цели. Так, 13 августа Россия объявила об увеличении военного
бюджета на 2009 год сразу на 23%. Армия получит 1,27 трлн. руб., или около 3,5%
ВВП вместо 2,6—2,8%, запланированных ранее.
investfunds.ru
|