|
13.09.2006 Кудрин хочет прикарманить пенсионные деньги
Напомним, два года назад ставка налога уже была снижена с 35,6 до 26%. Теперь же
предполагается пойти еще дальше и снизить ее до 13-14 процентов. «ЕСН надо снизить
до пределов, обеспечивающих базовые пенсионные обеспечения и гарантии базового
медицинского страхования»- аргументировал свою позицию Аркадий Дворкович. Как
известно, снижение ЕСН (перечисляется работодателями в федеральный бюджет, а оттуда
в различные социальные фонды- пенсионный и фонд обязательного медицинского страхования)
было вызвано необходимостью уменьшения налогового бремени на производство. Что,
в свою очередь, должно было стать главным стимулом для вывода «из тени» фонда
заработной платы. Однако, два года назад в полной мере ожидаемого эффекта достичь
не удалось. Для многих предприятий 26%-ный ЕСН по-прежнему оставался слишком высоким
налоговым бременем, чтобы работодатели решились производить отчисления в полном
объеме. Кроме того, как следствие общего уменьшения суммы отчислений в формируемые
за счет ЕСН фонды, в бюджетах ПФР и ФОМС образовались значительные «дыры», которые
ставили под вопрос стабильность пенсионного обеспечения, а также сам ход пенсионной
реформы. Дефицит Пенсионный фонд в настоящий момент составляет около 88 млрд.
рублей и покрывается из средств федерального бюджета. Реакцией главы ПФР Геннадия
Батанова на сложившуюся ситуацию стало предложение об отмене перечисляемого в федеральный
бюджет ЕСН по ставке 6 процентов от фонда оплаты труда. И, напротив, увеличить
с 14 до 20 процентов направляемые в фонд пенсионные страховые взносы. Снижение
суммы выплат ЕСН до 14% сделает экономию на сокрытии налога не выгодной. Как полагают
многие экономисты, только снижение ЕСН до такого уровня приведет к существенному
росту легализованных доходов населения. А сэкономленные работодателями средства
могут пущены на инвестиции в развитие производства. В новой схеме взимания ЕСН
заинтересованы и наемные работники. Потому что получают дополнительные гарантии
того, что часть заработанных ими средств все же поступит в соответствующие социальные
фонды. А это непосредственным образом отразится на их пенсионном и медицинском
обеспечении. Наконец, выигрывают и нынешние пенсионеры. Как известно, 6% от ЕСН
поступали в ПФР «окольным путем»- через федеральный бюджет. Что в лучшем случае
могло гарантировать выплату неиндексированной пенсии (запланированной в бюджете
ПФР). Однако на ее повышение средств Пенсионного фонда уже не хватало. По предложенной
Аркадием Дворковичем схеме повышенные соцобязательства будут исполняться за счет
страховых платежей, а также средств госбюджета. В частности, он предлагает освободить
добровольные страховые взносы в Пенсионный фонд от налогообложения. Кроме того,
дефицит ПФР может быть компенсирован расширением налоговой базы, благодаря увеличению
общего количества добросовестных плательщиков ЕСН. Кроме того, не исключено, что
будет принято решение о включении механизма компенсации ПФР из растущего Стабилизационного
фонда (это не превысит 5 % от его объема).
В то же время, инициатива Батанова-Дворковича (как и ожидалось) не нашла понимания
у монетаристского блока правительства. Причины на поверхности — министр финансов
Кудрин, понятно, не заинтересован в снижении налоговых поступлений от ЕСН в бюджет.
И тем более, ему «не улыбается» индексировать за счет бюджетных средств (или средств
Стабфонда, что практически одно и то же) пенсии старикам. К тому же бюджет может
недосчитаться налогов, которыми до сих пор облагались добровольные пенсионные
отчисления. А министр экономического развития Герман Греф, естественно, не может
публично поддержать реформу налогообложения, поскольку это означало бы его признание
в том, что задача по удвоению ВВП, поставленная перед ним президентом, не решена
(в том смысле, что «спасти» ее может лишь налоговая реформа).
Справка:
Помимо уменьшения объема взимания ЕСН, Аркадий Дворкович предложил заменить в 2009-2011 гг. налог
на добавленную стоимость (НДС) 10%-ным налогом с продаж. По его мнению, НДС как
и соцналог «убивает экономическую активность, так как не создает мотивации на увеличение
производительности и оплаты труда». В числе других причин- сложность и издержки
администрирования этого налога. Велики издержки и у налогоплательщиков. НДС собирается
всего на 50-60%, кроме того, бюджет теряет на незаконном возмещении НДС, а экспортеры
годами не могут вернуть из бюджета НДС.
Игорь Коновалов
"KM.ru"
|