|
18.09.2006 Пенсионный фонд хочет забрать деньги у налоговиков
Напомним, что с 1 января 2001 года, после введения в России ЕСН, вступил в силу
новый порядок исчисления и уплаты взносов в государственные внебюджетные фонды.
Взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского
страхования были консолидированы и вошли в состав ЕСН. Поскольку взносы, уплачиваемые
в составе ЕСН, приобрели налоговый характер (ранее они считались сборами, администрирование
которых было переложено на сами фонды-получатели), то контроль за их уплатой был
передан Федеральной налоговой службе. ПФР, получающий львиную долю собираемого
ЕСН, официально никогда не требовал пересмотреть существующий порядок – ФНС значительно
увеличила собираемость ЕСН по сравнению с взносами в фонды ранее.
Теперь же у главы ПФР Геннадия Батанова появились обоснованные претензии к ФНС.
На днях ПФР обнародовал статистику роста объемов задолженности перед ПФР со стороны
организаций-плательщиков. По итогам 2005 года она составила 18,385 млрд руб. по
страховой части пенсий и 1,894 млрд руб.– по накопительной. Лидеры по количеству
выплаты "серых" зарплат – Москва, Санкт-Петербург, Татария. Главную причину возрастающей
задолженности предприятий перед ПФР председатель правления ПФР Геннадий Батанов
видит прежде всего в "низкой налоговой дисциплине".
Чтобы взять под свой контроль сбор части ЕСН, в ПФР рассматривают вопрос о пересмотре
схемы администрирования налога, заявил Ъ Геннадий Батанов. "Мы говорим о том,
что, может быть, все-таки необходимо пересмотреть, кто должен собирать и администрировать
пенсионные взносы. Во многих странах это делает пенсионный фонд, и мы готовы это
делать, тем более у нас есть такой опыт",– заявил Ъ Геннадий Батанов. Он уточнил,
что пока конкретных предложений по пересмотру системы администрирования ЕСН ПФР
не направлял правительству, ведомство "обдумывает" подобные предложения. В ПФР
полагают, что "надо ужесточать экономические рычаги давления на работодателей,
административную ответственность вплоть до уголовной, иначе ту ситуацию, которую
мы сейчас имеем, мы не разрешим".
Относительно низкая динамика сбора ЕСН в сравнении с другими налогами уже заставила
ПФР самому вести борьбу с недобросовестными работодателями. Так, по словам Геннадия
Батанова, именно по инициативе ПФР были созданы комиссии по борьбе с "конвертными"
зарплатами, которые действуют совместно с ФНС. Впрочем, на вопрос об эффективности
работы таких комиссий господин Батанов дипломатично отвечает: "В отдельных регионах
они работают достаточно эффективно, когда там задействован административный ресурс".
Эксперты, в свою очередь, не видят в передаче администрирования ЕСН в ПФР больших
перспектив. Директор по развитию Центра фискальной политики Антонина Ковалевская
считает, что это вообще не имеет смысла: "Существует ведомство по сбору налогов,
и его незачем дублировать". По словам госпожи Ковалевской, международный опыт
"нужно принимать во внимание", но прежде всего "надо задать вопрос, зачем это
делать в России". Она также сомневается в том, адекватна ли имеющаяся у ПФР инфраструктура
этой задаче.
Руководитель экспертной экономической группы Евсей Гурвич считает, что "деконсолидация"
ЕСН не увеличит собираемость пенсионных взносов. "Трансакционные издержки налогоплательщиков
при этом заметно возрастут",– полагает он. А у завсектором бюро экономического
анализа Ростислава Кокорева категорических возражений этой идее нет. "Пенсионный
фонд, конечно, более заинтересован в уплате ЕСН, поскольку для налоговиков ЕСН
всего лишь один из налогов, которые они собирают",– говорит эксперт, полагая впрочем,
что от неучастия ФНС в сборе ЕСН проблема не снимется.
Вряд ли правительство пойдет на "изъятие" пенсионных взносов из ЕСН и передачу
администрирования их сборов в ПФР. Однако оживление обсуждения в правительстве
темы ЕСН и административного давления на работодателей показывает: в 2007 году
не исключена разработка новой системы администрирования "социальных" налогов и
выплат, систематизация и серьезное ужесточение давления на работодателей в этих
вопросах.
|